В Москве остаться без работы невозможно

В столичной службе занятости уверены, что даже при самом неблагоприятном сценарии развития кризиса москвичи могут рассчитывать на трудоустройство




О перспективах рынка труда, ситуации по занятости населения в Москве, пособиях по безработице и перспективах трудоустройства выпускников вузов мы беседуем с руководителем департамента труда и занятости правительства Москвы, председателем комиссии Общественной палаты по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Олегом Нетеребским.

"Yтро": В условиях продолжающегося кризиса московская служба занятости может обеспечить работой тех, кто ее потерял?

Олег Нетеребский: Сейчас безработица немного пошла на спад, но я бы сказал, что успокаиваться не стоит. Первой своей задачей на должности руководителя департамента труда и занятости населения Москвы я считаю анализ рынка труда, прогноз того, как может развиваться ситуация. Понятно, что для рынка труда главный фактор – экономика. Если будет работать реальный сектор, то будут и рабочие места.

Мы предполагали несколько сценариев развития событий, и сейчас практически на 100% подтверждается тот, который мы считали наиболее реальным. В Москве ситуация напряженная, но стабильная. На рынке труда существует понятие "коэффициент напряженности" – это соотношение числа безработных к числу вакантных рабочих мест. У нас оно остается неизменным все семь кризисных месяцев. То есть высвобождение и пополнение банка вакансий идет примерно одинаковыми темпами. Более того, я бы не сказал, что произошло существенное ухудшение качества вакансий. По-моему, проблема в необходимости преодолении завышенных ожиданий со стороны соискателей вакансий.

Сегодня на рынке труда есть несколько критичных категорий, с которыми мы работаем целенаправленно, по специальным планам и программам. Например, выпускники вузов и военнослужащие. По выпускникам имеются сведения о тех, кому понадобится помощь в трудоустройстве. У нас имеется банк целевых вакансий для выпускников, с тем чтобы каждый нашел свое первое после окончания обучения рабочее место. Во взаимодействии с Минобороны нами получена информация о количестве военнослужащих, предполагаемых к высвобождению, сколько из них будет трудоустраиваться в Москве. С 1 июля в Москве закрываются игорные заведения; их сотрудники также в сфере нашего внимания. Однако реального давления на рынок труда они не окажут, так как работников специфических профессий не так много, а для работников сопутствующих игорным заведениям баров, ресторанов и т.п. в городе достаточно вакансий.

"Y": Пойдут ли на те вакансии, которые готова предоставить служба занятости, обладатели денежных в прошлом профессий? Ведь для многих это явный дауншифтинг.

О.Н.: Идут. Центры занятости трудоустроили с начала года около 60 тысяч человек. Это не считая того, что косвенно с помощью службы занятости – я говорю о ярмарках вакансий – было трудоустроено боле 100 тысяч человек. По данным Мосгорстата за первый квартал, в столице нашли работу около 204 тысяч человек. Наш вклад в эту работу определяющий.

Надо заметить, что увеличение максимального размера пособия по безработице до 4900 руб., плюс московская доплата 1700 руб., делает его привлекательным, что влияет на рост числа обращений в службу занятости.

К сожалению, недостаточно высокая финансовая дисциплина некоторых работодателей позволяет получать пособие и, одновременно подрабатывая без оформления трудовых отношений, получать "в конверте". Отследить такие факты сложно.

Методы стимулирования безработных к поиску работы, в соответствии с нашим законодательством, довольно мягкие. Если специальность и квалификация безработного не позволяет ему найти работу, мы не можем настаивать на прохождении переобучения. Общественные работы – также по желанию. С одной стороны, это правильно. Но с другой, если ты получаешь пособие, то не только служба занятости должна беспокоиться о том, чтобы тебя трудоустроить, но ты сам должен активно с ней сотрудничать. Полагаю, что должно быть право лишать пособия тех, кто отказывается от общественных работ или переобучения. Или, по крайней мере, снижать его размер.

"Y": Некоторое время назад вы заявили, что у московской службы занятости недостаточно средств для выплаты пособий. Сейчас ситуация изменилась?

О.Н.: Пособие платится из двух источников, и главный из них – федеральный бюджет. Запланированная сумма (304 млн руб.) была перечислена в начале года на весь год. В связи с ростом числа безработных ее, естественно, не хватило. Было принято решение о выделении дополнительных средств в сумме 555 млн рублей. Но фактически, на момент, когда я об этом говорил на заседании правительства Москвы, деньги еще не пришли. Сейчас проблема решена. Деньги поступают, и пособия выплачиваются.

Московская надбавка к пособию выплачивается из бюджета города. Эти деньги имеются в полном объеме с учетом дополнительно запрошенной суммы, которая была выделена департаменту.

"Y": Сегодня остро стоит вопрос с трудоустройством выпускников и летними подработками для студентов и школьников. Что служба занятости может предложить молодежи?

О.Н.: Совместно с департаментом семейной и молодежной политики и Союзом ректоров Москвы и Московской области мы провели анализ числа выпускников, доли тех, кто сможет трудоустроиться самостоятельно, учится по направлениям предприятий и т.д. Смысл этой работы заключался в том, чтобы выявить тех, кто не имеет потенциального трудоустройства. Параллельно мы проанализировали свой банк вакансий, выявили рабочие места, на которые могут претендовать выпускники, и сопоставили эти цифры. Единственное, что мы пока не можем сопоставить, – это специализацию выпускников, которые не имеют трудоустройства, и имеющиеся вакансии, поскольку вузы до сих пор не могут предоставить конкретные списки ребят с учетом полученной специальности. Укрупненная группа риска, которая потенциально может пополнить армию безработных, – это не имеющие гарантированного трудоустройства 9700 человек. Для них у нас имеется 9350 вакансий.

Параллельно с этим мы провели работу по мониторингу наличия рабочих мест по госорганам и бюджетным организациям. Пока дополнительно получено 14300 вакансий для приема на эти места молодежи до 30 лет, в том числе, выпускников вузов и иных образовательных учреждений. Самая главная проблема сейчас – технологическая. Как состыковать выпускников с банком вакансий? Для этого мы запланировали на июнь три целевые ярмарки вакансий, которые будут проходить в гостиничном комплексе "Измайлово".

В целях обеспечения летних подработок студентам правительство Москвы дало поручение комплексам городского хозяйства выделить объемы работ и рабочие места для временной занятости. Долгосрочные планы связаны с организацией работы студенческих строительных отрядов на олимпийских объектах и связанных с их строительством работах.

"Y": Хотелось бы поговорить о мошенничестве в сфере трудоустройства. Появилось много фирм, которые утверждают, что они сотрудничают с московской службой занятости. Как не попасться к ним на удочку?

О.Н.: Если у вас тяжелая ситуация или вы хотите просто сменить работу, то вы должны использовать все варианты поиска нового места. Но первый принцип, которым вы должны руководствоваться, таков: если вы приходите к тому, кто обещает вам золотые горы и просит у вас деньги, – сразу же разворачивайтесь и уходите. Грамотное, престижное агентство занятости с соискателей денег не берет. Они имеют договор с работодателем и берут деньги с него. Так что, если кто-то заикнулся о том, чтобы взять с вас аванс, задаток – сразу уходите.

Есть агентства, которые занимаются набором высококлассного персонала, они хорошо работают и не вызывают вопросов. Их число сократилось, так как сократилось число заявок от работодателей. Это произошло за счет того, что увеличилось предложение персонала, есть из кого выбрать. Работодатель считает, что может обойтись без услуг агентства, и частично это оправдывается.

Есть частные агентства, которые занимаются лизингом персонала. Так называемый заемный труд. Агентства принимают к себе на работу персонал, не имея рабочих мест, и сдают его в аренду тем работодателям, у которых рабочие места есть. Зарабатывают такие агентства фактически на том, что недоплачивают человеку, которого наняли к себе. Платят 100 рублей, а сдают в аренду за 300 рублей. И тут возникает масса проблем. Трудовые отношения оформляются с одним работодателем, а фактическую работу предоставляет другой. А если несчастный случай на производстве – кто за него ответит? Я рекомендовал бы ни в коем случае не идти к таким "работодателям". Особенно эта ситуация распространена среди иностранной рабочей силы. Сейчас проводятся анализ заявок таких "агентств" на привлечение мигрантов. Квота не выделяется, если отсутствуют реальные рабочие места.

Еще хочу подчеркнуть, что ссылки таких агентств на тесное сотрудничество со службой занятости не имеют под собой оснований. Наш банк вакансий никому из частных агентств не предоставляется и служит для бесплатного трудоустройства работников и бесплатного подбора персонала для работодателей. Частные агентства – коммерческие структуры и могут брать деньги за дополнительные или более качественные и более оперативные услуги.

Государственная служба занятости и добросовестные негосударственные агентства создают на рынке услуг по трудоустройству необходимую для развития конкурентную среду.

"Y": А что сегодня происходит с иностранной рабочей силой? Будут ли очередные сокращения квот для иностранных граждан и какую выгоду от сокращения получит Москва?

О.Н.: Да, квоты сокращаться будут. Я расскажу более подробно. В 90-е годы я был членом комиссии по привлечению иностранной рабочей силы. Тогда в этом вопросе был порядок. В чем он заключался? Работодатель, который хотел привлечь иностранную рабочую силу, обязан был подать заявку, прийти на комиссию, объяснить, для какой работы, на какую зарплату он привлекает иностранцев, где будут проживать эти люди, какая у них будет медицинская страховка. Зарплата при этом должна быть не ниже складывающейся в отрасли для аналогичной профессии. Комиссия давала разрешение только после того, как проводился анализ и выяснялось, что эти рабочие места действительно не могут быть заняты москвичами. Таким образом, если работодатель обязан платить иностранцу такую же заработную плату, да еще издержки на его жилье, страховку и т.д., то экономически ему становится невыгодно привлекать иностранцев.

Какие шаги сделали работодатели дальше? Пролоббировали изменение законодательства для облегчения привлечения дешевой рабочей силы. В итоге мы имеем то, что имеем. По безвизовым странам разрешение на работу фактически имеет заявительный характер. Зачастую иностранцы не доходят до тех работодателей, которые получили квоту. Такой порядок несовершенен.

Влиять на ситуацию службе занятости сложно, но возможно. Все заявки работодателей на иностранную рабочую силу рассматриваются на комиссии, с учетом наличия реальных рабочих мест, отсутствия требований к соискателем вакансий, явно ориентированных на занятие их только иностранцами. Например: строительный рабочий со знанием иностранного языка или высококвалифицированный специалист с минимальным уровнем оплаты труда. Я надеюсь, что рано или поздно мы наведем порядок.

Выбор читателей