Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
За последние годы, пожалуй, основным инструментом российской государственной политики стали запреты, по поводу которых не пошутил только ленивый. Вот и второй "день рождения" на днях отмечает один из самых громких запретов – продовольственное эмбарго, введенное против Европы, США, Австралии и Норвегии.
Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Нам без устали рассказывают о том, как хорошо продовольственная блокада действует на нашу экономику, как потребители любят отечественную продукцию. Надо признать, что частично эти доводы подтверждаются статистикой: так, по данным ВЦИОМ, 30% россиян считают, что качественными могут быть исключительно отечественные продукты, а 15% и вовсе готовы платить за отечественные продукты больше, чем за импортные. Такой вот продовольственный патриотизм. Но обоснован ли он?
Готовы или не готовы люди платить больше – уже не так важно, все равно деваться некуда, и переплачивать приходится всем: и тем, кто предпочитает импортную продукцию (из-за прямого влияния курса рубля на стоимость продукции), и тем, кто предпочитает отечественную (из-за зависимости наших аграриев от импортного сырья, импортных удобрений, импортной техники и чрезвычайно дорогих кредитов). В итоге c августа 2014 по июль 2016 года потребительские цены выросли примерно на 25%, при этом плодоовощная продукция подорожала на 34%, молочная - на 22%, рыбная - и вовсе на 42%.
Было бы логично, если бы основной прирост средних цен дали импортные продукты, ведь рубль за это время упал вдвое. Но в большинстве торговых сетей уже год назад практически все полки были заняты нашими российскими продуктами. Например в магазинах, входящих в состав крупнейшего ритейлера X5 Retail Group, летом 2015 года отечественные продукты составляли 90% ассортимента. То есть вклад импортной продукции в повышение цен минимальный. Это подтверждают и исследования, проведенные Общероссийским народным фронтом (ОНФ). Они наблюдали за ценами с августа 2015 по июль 2016 года, и пришли к выводу, что отечественная продукция подорожала сильнее импортной. Например, стоимость отечественной моркови увеличилась на 47%, а зарубежной - только на 15%. Цена российских яблок выросла на 30%, импортных - на 17%. А ведь нам обещали, что запрет на импорт продуктов из стран, поддержавших антироссийские санкции, позволит совершить прорыв в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, что наши производители подхватят эстафету потерявших рынок иностранных производителей, и наполнят прилавки качественной и доступной продукцией.
В отчетах чиновников, как правило, все замечательно – отчитаться о положительных изменениях в пищевой промышленности несложно, по крайней мере, если опираться на частные показатели. Например, в гипермаркетах "Перекресток" доля отечественных сыров за эти два года утроилась и составила 45%, в "Карусели" - удвоилась и составила 60%. Но в целом в магазинах России доля отечественных продуктов увеличилась на 6-18% за весь 2015 год, в 2016 году кардинальных изменений в товарной структуре не было. А объемы производства пищевой промышленности в 2015 году упали на 1,9% (впрочем, и во II квартале 2016 продолжилось падение после небольшого роста в I квартале). Магазины эконом-класса и раньше были ориентированы на отечественную продукцию, дорогие магазины и сейчас остаются верны импорту, разве что в средней ценовой категории произошли некоторые изменения.
Странная картина, согласитесь: кругом успешное импортозамещение, а объемы производства падают... Получается, что 2 года потрачены впустую... Люди тратят больше денег, но никакого развития они не дают. Как мы были зависимы от импорта, так и остаемся.
Как выяснилось, создать барьеры для импортной продукции – это даже не полдела, а капля в море в вопросе развития пищевой промышленности и сельского хозяйства. Необходимо создавать и другие условия для развития. О чем вообще может идти речь, когда банк дает кредит на развитие со ставкой более 20% годовых. К тому же многие банки вовсе не хотят связываться с аграрными предприятиями, не веря в их будущее (как это ни печально, но основания так считать у них есть). Меры поддержки, разрабатываемые правительством, направлены на решение локальных проблем, но не на развитие отрасли в целом. Например, субсидии на сельхозтехнику (конечно же, только отечественную) и на постройку овощехранилищ можно получить на Дальнем Востоке. А ведь проблема хранения овощей – основная в сельском хозяйстве по всей России, а не в одном только регионе, к тому же не играющем ключевую роль в производстве продуктов питания. Вплоть до парадокса, когда для аграриев хороший урожай – проблема, ведь в этом случае они вынуждены искусственно сокращать предложение, буквально выкидывая свою продукцию, лишь бы не сбить цены на рынке ниже себестоимости. Соответственно, и отечественная пищевая промышленность, нуждающаяся не в сезонных поставках, а в регулярных, вынуждена ориентироваться на импорт, доступный круглый год.
Выходит, что неаккуратным применением ответных санкций мы "сами себя высекли". А ведь шанс поднять ту же пищевую промышленность у нас действительно был. Протекционизм – основа многих стран со стремительно растущей экономикой, вся успешная часть Азии через это прошла. Много времени потеряно, много денег потрачено. Да, реформировать отрасль сейчас будет сложнее, чем два года назад, но все еще возможно. И очень высока вероятность, что нынешняя возможность – последняя. В первую очередь необходимо провести аудит мер поддержки аграриев. Система льгот и субсидий сложна, запутана, а иногда и противоречит сама себе. В итоге деньги не могут эффективно работать (25% выделенных средств и вовсе не доходят до субъектов АПК). Еще многие проблемы происходят из того, что у нас нет единой программы развития экономики, нет цельного взгляда на всю производственную цепочку, каждую отрасль пытаются развивать по отдельности в то время как все взаимосвязано. Экстренные меры нужны уже сегодня, иначе мы так и будем рапортовать об успехах производства сыров, давясь производными пальмового масла, и гордо переплачивая за пусть и не качественное, но такое свое, родное, отечественное.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности