Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
С 1 июля этого года вступило в силу постановление правительства РФ от 9 января 2014 г. "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации".
В связи с этим 7 июля было проведено совещание в Общественной палате РФ, на которое приехали более 70 перевозчиков из регионов - это второй случай такой "массовости" за всю историю Общественной палаты. Первое заседание, вызвавшее подобный общественный резонанс, было посвящено отмене электричек.
Нынешний закон на первый взгляд вроде бы безобиден для обывателя. Но на практике может обернуться подорожанием продуктов в магазинах на 5 - 10 руб.: именно настолько, согласно новым дорожным сборам, вступившим в силу с 1 июля, подорожала доставка 1 кг продуктов в сетевые магазины.
Так, большая часть продуктов для московских сетей перевозится на расстояние около 1 тыс. км на большегрузных машинах. Теперь за то, чтобы перевезти на это расстояние груз массой 60 т одной машиной или "автопоездом", перевозчику придется заплатить налог 360 тыс. рублей. То есть размер сбора вырос сразу в 34 раза - до 1 июля сбор за аналогичные перевозки составлял всего 10,5 тыс. руб. Причем в случае, если перевозка осуществляется по "плохой дороге", а также при плохих погодных условиях, дорожный сбор может увеличиться в 2,9 раза.
На совещании возмущенные перевозчики представили следующую статистику: перевозка тех же 60 т на 1 тыс. км по дорогам Германии будет стоить €250, или около 15 тыс. рублей. В Белоруссии за 60 т возьмут налог 44 тыс. руб. в пересчете на российские рубли, в Казахстане - 12 тыс. рублей.
По словам автоперевозчиков, многие из них после принятия постановления находятся в ступоре и временно прекратили перевозки. Продолжают возить только те, кто возит нелегально. "Переходят не просто на серые, а на черные схемы", - призналась председатель Союза автоперевозчиков крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов Наталья Тимофеева.
Фактически новые сборы ставят перевозчиков тяжеловесных грузов на грань банкротства. Им придется продавать большие машины, купленные в лизинг, и покупать малотоннажные. При этом ясно, что покупателей на большие грузовые машины в России теперь уже не найдется. А перевозка грузовыми малогабаритными машинами приведет к удорожанию перевозок в разы.
Представитель Росавтодора Игорь Астахов ответил на обвинения предпринимателей оригинальным образом. По его словам, разорить перевозчиков - это и есть задача нового закона, потому что одна машина с 20 т груза портит дорогу так, как портят ее 20 тыс. легковых машин.
По словам Игоря Астахова, российские дороги вообще не приспособлены, чтобы по ним ездили тяжелые машины - европейские нормы, допускающие 40 т для пятиосных машин и 44 т для шестиосных, были приняты в 2011 г. под давлением перевозчиков, и приняты совершенно напрасно, считают теперь в Росавтодоре. "От нас потребовали принять европейские нормы, хотя наши дороги не готовы", - пожаловался Астахов.
По подсчетам Росавтодора, грузовики ежегодно портят дороги на 2,6 трлн. рублей. "А вкладывается в строительство дорог из всех бюджетов 1,2 трлн. в год, - возмущается Игорь Астахов. - Коммерсанты используют госимущество - дороги - в целях извлечения прибыли. С одной стороны - их прибыль, с другой - интересы государства!"
Старые сборы покрывали всего лишь 3% нанесенного грузовиками вреда. "Мы ездим по дорогам, разбитым этими коммерсантами. Почему мы тратим столько на ремонт? Потому что мы их так разбиваем! Мы живем в государстве, которое должно учитывать интересы каждой группы. Нельзя ради интересов одной группы жертвовать интересами государства и общества", - уверен Астахов.
Перевозчики в ответ заявили, что на строительство дорог тратится уйма денег вовсе не потому, что их разбивают грузовики, а потому что кто-то много ворует. Так, цена одного километра дорог в России в несколько раз выше, чем в Европе, при этом дороги строятся по самым дешевым, устаревшим технологиям и уже в первый же год требуют ремонта.
Наталья Тимофеева пообещала, что от имени перевозчиков подаст кипу документов в прокуратуру и потребует проверки деятельности Росавтодора. Игоря Астахова такие угрозы не смутили - по его словам, Росавтодор уже проверяли и Счетная палата, и ФСБ. А вот "черные перевозчики" сами скоро попадут в прокуратуру - по словам Астахова, за сутки выявляется около 6 тыс. нарушителей, перевозящих тяжелые грузы незаконно. "Новые сборы их остановят: теперь тяжеловес на дорогу не выйдет!" - пообещал представитель Росавтодора.
Согласно концепции ведомства, перевозчикам пора переходить "на альтернативные виды транспорта". Например, "речной транспорт исторически использовался популярностью в России, он экологичный". То есть лучшим решением проблемы станут, вероятно, бурлаки на Волге - и экологично, и дороги целы, и народ трудоустроен.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности