Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Лувр. Одно из самых красивых зданий Парижа. Самая большая художественная галерея в мире, где выставлено более 30 тыс. артефактов. Парижское piece de resistance (основное блюдо), которое всякий уважающий себя турист должен попробовать хотя бы раз. Но как не растеряться среди такого количества мировых шедевров, как среди всего этого великолепия рассмотреть лучшее, отделить зерна от плевел? Ведь для того, чтобы как следует изучить Лув, среднестатистическому человеку необходимо провести там целых девять месяцев. Все очень просто, достаточно увидеть десять главных шедевров галереи и, вуаля, после этого вы сможете поддержать практически любой разговор о Париже, Лувре и даже, не побоюсь этого слова, об искусстве.
1."Ника Самофракийская" - гипнотическая крылатая скульптура древнегреческой богини победы и одна из главных звезд Лувра, она торжественно венчает лестницу Дарю на втором этаже в крыле Сюлли. Без головы, без рук, с отломанным крылом ее, несмотря на это, называют "шедевром времени и счастливого случая". Искусствоведы утверждают, что Ника была создана неизвестным скульптором во II веке до н.э. в честь морских побед и размещалась на краю отвесной скалы над морем, на постаменте, изображающем нос боевого корабля. Что интересно: реставраторы неоднократно пытались приделать Нике руки, но они только портили шедевр - ощущение полета, стремительности и движения вперед попросту пропадали. Прошлой зимой Нику отправили на очередную реставрацию, но совсем скоро она должна вернуться на свое место. Будем надеяться, в своем первозданном виде - без рук и головы.
2. "Мона Лиза", она же "Джоконда" кисти великого Леонардо да Винчи. Must have Лувра. Картина, ради которой сюда приезжают если не все, то 90% туристов, и это не преувеличение. Выставлена в зале итальянской живописи, который в свое время был выкуплен специально для этой известной барышни. Которая, кстати, имеет хорошую пуленепробиваемую броню, ограждение и пару охранников впридачу, и которую нельзя увидеть нигде, кроме Лувра (по решению руководства музея, картину не вывозят в другие страны). Да и здесь полюбоваться самой загадочной в мире улыбкой не так-то просто: "Джоконду" постоянно окружают толпы туристов в надежде сделать селфи рядом со знаменитостью, а поскольку картина невелика, с этим могут возникнуть некоторые сложности.
Кстати, кто знает, была бы "Мона Лиза" так же хорошо известна сейчас, если бы в 1911 г. ее не похитил работник Лувра. Нашли пропажу только спустя два года, когда похититель пытался сбыть ее с рук в Италии. Ну а все то время, которое картина находилась в розыске, ее копии не сходили со страниц газет и журналов, сделав ее объектом всемирного поклонения. Увидеть можно в зале №7 итальянской живописи в крыле Денон.
3. "Венера Милосская" венчает тройку знаменитостей Лувра. Еще одна лишенная рук барышня - мраморная скульптура древнегреческой богини любви Афродиты, жемчужина музея, "пресвятая дева красоты", мраморный идеал ростом 164 см с пропорциями 86х69х93, который можно увидеть в 16-м зале крыла Сюлли.
Как и многие шедевры Лувра, она окутана ореолом красивых легенд о своем происхождении и о потере рук в том числе. Одна история рассказывает, что конечностей девушка лишилась во время столкновения между французами, которые хотели отвезти ее к себе на родину, и турками, на земле которых она до этого момента находилась. Но есть и другая легенда. О том как некий древнегреческий скульптор много лет искал модель для своей работы и однажды ее поиски увенчались успехом - на острове Милос он встретил девушку неземной красоты. И, конечно же, влюбился. Скульптура была уже почти закончена, осталось вылепить лишь руки, и влюбленные, не в силах больше сдерживать страсть, кинулись в объятия друг другу. Причем барышня оказалась... посильнее. Она так сильно сжала скульптора в своих жарких объятиях, что он задохнулся и умер. Не успев вылепить руки своей скульптуре.
4. "Рабы" Микеланджело. На самом деле великий Буонарроти задумал вылепить шесть рабов, это в Лувр попали лишь двое - "Умирающий" и "Восставший". Создавались они специально для мавзолея папы Юлия II в 1519 г., но так и не вошли в окончательный вариант. Все потому, что работу над четырьмя из них скульптор не успел закончить. Что до этих двоих, их Микеланджело отдал своему соотечественнику Роберто Строцци, который, в свою очередь, передал их в дар королю Франции. Увидеть можно в крыле Денон в 4-й зале итальянской скульптуры.
5. "Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской богоматери 2 декабря 1804 года" Жака Луи Давида - самый монументальный шедевр Лувра, грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона и написанное по его же заказу. По легенде, французский император возжелал, чтобы на картине было изображено все самое лучшее, поэтому Жозефина здесь краше, чем была на самом деле, сам Наполеон несколько выше, а также присутствует мать императора, хотя на коронации ее не было. Находится в 75-м зале галереи Денон на первом этаже.
6. "Свобода, ведущая народ" Эжена Делакруа не такая грандиозная по своему масштабу, как "коронование", но оттого не менее притягательная и известная. Создана художником по следам событий июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации. Рассказывают, Делакруа, будучи большим патриотом, не мог участвовать в тех событиях по состоянию здоровья, потому решил внести свой вклад в дело революции таким вот образом. "Если я не могу сражаться за родину, я хотя бы буду для нее писать", - говорил он своему брату, увековечивая на холсте французскую Свободу. Картина была выставлена в Салоне 1831 г., восторженно воспринята ценителями искусства и немедленно выкуплена государственным представителем. Но, как оказалось, зря. Некто из представителей власти рассмотрел в ней подрывной подтекст и скрыл от публики на 25 лет.
7. "Большая одалиска" Жана Энгра. Вот ведь правду говорят: несовершенство притягивает. Доказательство тому - это полотно, написанное для сестры Наполеона Каролины Мюрат и не принятое заказчицей. Сегодня это один из самых ценных экспонатов Лувра, гордящийся своими анатомическими погрешностями - у одалиски три лишних позвонка, неправдоподобно длинная правая рука, а левая вывернута под неправильным углом, словно сломана. "Ни костей, ни мускулов, ни крови, ни жизни, ни рельефа", - охарактеризовал ее один из ценителей искусства, увидев в Парижском салоне в 1819 г., где она была выставлена. Но Энгра мало смущала критика, он, говорят, иной раз специально утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы подчеркнуть выразительность формы.
8. "Кружевница" Яна Вермеера - первая картина известного портретиста, поступившая в Лувр в 1870 г.. Шедевральна, как и все работы этого голландского живописца, великолепный пример жанровой живописи, иллюстрирующий мгновение из жизни персонажа. Искусствоведы утверждают, что при ее создании Вермеер предположительно использовал камеру обскура - здесь много оптических эффектов, применяемых в фотографии, например, укрупненный и слегка размытый передний план картины, словно под объективом фотоаппарата, в то время как образ самой кружевницы "резкий" и выписан с большой тщательностью. "Кружевницу", а также еще одну работу Вермеера - "Астронома" - можно найти на третьем этаже галереи Ришелье в 38-м голландском зале.
9. На "Плот "Медузы*" Теодора Жерико настоящие ценители искусства приходят посмотреть, чтобы понять ее политический подтекст. После смерти художника ее купил на аукционе его друг, после чего передал Лувру. Что до работников музея, то они раскритиковали работу и не захотели участвовать в торгах. Все потому, что Жерико посмел отобразить реальные события на слишком большом холсте. В то время в таких масштабах описывались только события религиозные. В основе сюжета крушение, которое потерпел фрегат "Медуза" в 1816 г. у берегов Сенегала. По легенде, 140 человек попытались спастись на плоту, однако лишь 15 из них остались в живых, поведав потом "кровавую" историю своего спасения, в которой фигурировали подробности с убийствами и людоедством, потрясшие тогда французскую общественность.
10. От других скульптур статую сидящего Рамзеса II в египетском зале Лувра отличает то, что Рамзес был... одним из самых знаменитых египетских правителей. Одним словом, оказавшись в древнеегипетском зале, не проходите мимо. И обязательно обратите внимание на сидящего неподалеку писаря, привлекающего внимание своим удивительно живым выражением лица и стеклянными глазами.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности