Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Илья, почему вы решили сделать одной из главных тем нынешнего "Олдтаймера" Американскую выставку в Сокольниках 1959 года?
Илья Сорокин: Причины две. Первая: такие юбилеи нельзя пропускать. Это было грандиозное событие, оставившее такой сильный след в памяти людей, что о нем говорят до сих пор. За шесть недель на выставке побывало 2,7 миллиона человек.
Причина вторая: сложная судьба одной машины. После окончания работы выставки некоторые из машин не уехали обратно в Америку, а остались в Советском Союзе. Железные "политэмигранты" нашли новых хозяев: "Кадиллак де Вилль" купил корреспондент одного американского издания, "Империал" приобрели для японского посольства, а "Бьюин Электра" неведомыми путями очутился не то в Армении, не то в Грузии, не то в Азербайджане. Судьбы многих экспонатов до сих пор не известны, и только один из них находится в России в превосходном состоянии – белый "Плимут Бельведер". После закрытия выставки он был куплен американским посольством и перекрашен в привычный для дипломатов черный цвет. Там "Бельведер" прослужил до 1969 г., после чего его продали через УПДК киноконцерну "Мосфильм". Вплоть до 2004 г. "Плимут" оставался на ходу и снимался в кинофильмах и клипах, а затем был почти уничтожен и в виде "живописных руин" чудом попал в частное собрание старинных американских автомобилей "Джанкярд", владельцы которого решили его спасти. Автомобиль прошел полный цикл реставрационных работ и находится в полностью оригинальном состоянии – точно таком, в каком блистал в Сокольниках в 1959 году.
Какую роль в проведении выставки 1959 года сыграл Хрущев?
Хрущев "засветился" в двух эпизодах. В день открытия Ричард Никсон – вице-президент США, возглавлявший американскую делегацию, – предложил Хрущеву попробовать пепси-колу. Никита Сергеевич с удовольствием выпил пару стаканчиков и, по всей видимости, остался доволен. В то время напиток рекламировали под слоганом "Будь общительным, пей пепси!", поэтому на следующий день все мировые газеты обошла фотография советского лидера, пьющего пепси, с подписью: "Хрущев учится быть общительным".
Самый горячий спор холодной войны также состоялся на выставке - 24 июля 1959 года. Сначала в телестудии RCA записали небольшой обмен мнениями между Никсоном и Хрущевым. Затем на кухне макета американского дома во втором павильоне дискуссия продолжилась уже на более высоких тонах. Почти час Никсон и Хрущев сравнивали не только достоинства и недостатки кухни, но и экономические системы СССР и США. В историю разговор двух политиков вошел как "кухонные дебаты". Именно в тот день Хрущев впервые произнес фразу: "Мы вам покажем кузькину мать!", мгновенно ставшую крылатой, как и призыв к соревнованию с США. "Когда мы вас догоним и будем перегонять, мы помашем вам ручкой!" – говорил Хрущев, помахивая воображаемой Америке. Когда Никсон отметил, что было бы лучше спорить о качестве стиральных машин, а не ракет, Хрущев ответил: "Да, именно такого соревнования мы и хотим. Но ваши генералы говорят: "Давайте соревноваться в ракетах. Мы сильны, и мы вас можем разбить". Но на это мы можем вам кое-что показать". Никсон ответил, что американцы никогда не прибегнут к угрозам. Наконец, оба согласились, что хотят только мира. Такое заявление было совершенно неслыханным – прямой не отрепетированный обмен мнениями между советским и американским политическими лидерами.
Как получилось, что США, на тот момент уже являющиеся нашим главным противником, привезли в СССР такую большую выставку?
В период противостояния двух сверхдержав выставка стала первым шагом навстречу друг другу после договоренности о "мирном соревновании", заключенном между Никитой Сергеевичем Хрущевым и президентом США Дуайтом Эйзенхауэром. Реализация программы подразумевала обмен различными программами, в том числе и взаимным проведением национальных выставок в 1959 году: американцы демонстрировали в Сокольниках свой образ жизни, а в Нью-Йорке открылась экспозиция достижений Советского Союза. Миллионы людей, посетившие эти экспозиции, меняли свое мнение о "вражеской стороне", продиктованное официальной пропагандой. Обычные выставки смогли осуществить то, что никак не получалось у политиков – сделать отношения между СССР и США более дружественными и ненадолго растопить лед холодной войны.
Один из разделов "Олдтаймер-галереи" будет посвящен тракторам. Чем обусловлен такой выбор?
Коллекционирование сельскохозяйственной техники - увлечение, популярное во всем мире: у любителей старинных сенокосилок и сноповязалок есть и своя "Техноклассика" с "Ветерамой", и клубы по интересам, и даже специализированные журналы с кучей объявлений, где уж точно можно найти какую-нибудь недостающую деталь для трактора Case 1916 года выпуска. В нашей стране эта тема коллекционирования только начинается. Можно предположить, что данная разновидность коллекционирования приобретет в России размах даже больший, чем в европейских странах, ведь старинные тракторы - целый культурный пласт нашего прошлого. В 30-е годы профессию тракториста считали самой почетной на селе. Трактор в те годы - своеобразный мирный танк. Мы говорим "тракторист", а подразумеваем "танкист", ведь именно в комедии Ивана Пырьева "Трактористы" прозвучала знаменитая песня "Три танкиста, три веселых друга", и зрители уже представляли себе, как по зову Родины герои сменят тракторные рычаги на танковые.
Существуют ли особо известные тракторные коллекции?
Коллекция Евгения Шаманского, которая будет представлена на выставке, насчитывает несколько десятков советских тракторов разных лет выпуска, многие из них великолепно отреставрированы и находятся в полностью оригинальном состоянии, некоторые пока дожидаются своей очереди на реставрацию. В России подобная коллекция является единственной в своем роде и будет показана публике впервые.
Одним из экспонатов выставки будет "Аэро Минор" 1949 года, подаренный Сталину чехословацкими рабочими. Что это за машина, отличается ли она чем-то от других "Миноров"?
Это эксклюзивный вариант малолитражки "Аэро Минор", совершенно уникальный. Второго столь роскошного "Минора" на заводе больше никогда не собиралось. В настоящий момент автомобиль проходит реставрацию в реставрационном центре "Автонаследие".
Существует ли в России свой рынок олдтаймеров? Насколько он широк по сравнению с иностранными и каков на нем порядок цен?
Число богатых людей в России растет столь же быстро, как и число тех, кто желает им подражать. А коллекционирование олдтаймеров – давно и всеми признанное хобби миллионеров. Если верить всезнающей статистике, темпы роста интереса к автоклассике соревнуются с ростом цен на подобные автомобили – ежегодно оба показателя увеличиваются примерно на 15%. В связи с этим на вопрос "что делать с красотой" каждый отвечает по-своему. Кто-то рассматривает приобретение антикварных автомобилей исключительно как способ выгодного вложения средств, а кто-то каждые выходные на этой неземной красоте ценою тысяч в 200 – 300 евро куда-нибудь обязательно едет: не на фестиваль, так на ралли, не на клубную встречу, так на конкурс элегантности... В предложениях недостатка нет. Организаторы всевозможных тусовок не дадут владельцу автораритета заскучать в гараже наедине со своим сокровищем. В хороший сезон каждую неделю для любителей автоклассики проводится то или иное мероприятие. В основном, правда, пока в Москве и Подмосковье. Мы тоже проводим ежегодное ретро-ралли - оно называется Bosch Moskau Klassik, и ближайшее состоится 14 июня.
Непосредственно с выставки продаются автомобили стоимостью от 50 тысяч до миллиона евро. Это происходит на каждой выставке, это то, для чего многие владельцы, собственно, и участвуют в "Олдтаймер-галерее", то есть это обычный рабочий процесс, поэтому "оглашать список полностью" не имеет смысла. Из наиболее дорогих автомобилей, выставлявшихся у нас, можно отметить "Мерседес 500К Спешиал Родстер". Этот автомобиль – мечта многих и многих. Ограниченный лимит в 25 экземпляров делает его "объектом охоты" в среде солидных коллекционеров, а каждый сохранившийся экземпляр дорожает год от года. Причина очень проста: количество желающих стать владельцами этого автомобиля намного превышает количество сохранившихся машин. Сейчас цена такого "Мерседеса" приближается к десяти миллионам евро.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности