Автомобильным ценам объявлен бойкот

Россияне готовы покупать автомобили, но больше не хотят за них переплачивать. Если производители смогут подстроить ценовую политику под новые запросы, продажи опять начнут расти


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В этом году автомобильный рынок России ощутимо просел. Бурного роста эксперты и не ожидали, но падение оказалось неприятным сюрпризом. Между тем россияне готовы покупать автомобили, даже несмотря на тревожную ситуацию в экономике, уверяют социологи. Потенциал спроса есть, и довольно большой. Просто люди больше не хотят переплачивать. И если производители смогут подстроить свою сбытовую политику под новые запросы потребителей, продажи опять начнут расти.

В принципе, городское население России обеспечено автомобилями весьма неплохо. По данным опроса, проведенного в мае исследовательским холдингом РОМИР, 73% горожан имеют, по крайней мере, один автомобиль на семью. Четверть семей могут похвастаться двумя машинами и более, и лишь 27% домохозяйств автомобилей не имеют вообще. Но потенциал спроса остается еще очень высоким. Так, в каждой восьмой городской семье серьезно задумываются о смене машины в течение ближайшего года; более трети участников опроса завили, что это "скорее возможно". А ведь есть еще жители сельской местности, где опрос не проводился. По данным официальной статистики (ГИБДД, Росстат), автомобилями обеспечена лишь половина российских семей. Но при этом в планах покупки машины далеко не всегда подразумевается новая иномарка, тем более дорогая, отмечают исследователи.

Вообще, к семье они апеллируют не случайно. Как показал опрос, этот фактор влияет на решение о покупке машины в гораздо большей степени, нежели уровень дохода. Среди холостых и особенно разведенных горожан значительно меньше автовладельцев, чем среди тех, кто живет в законном или гражданском браке. А вот количество машин напрямую зависит от материального благосостояния – среди семей с высоким уровнем дохода двумя автомобилями владеют 30% домохозяйств, а среди автовладельцев с невысокими доходами второй автомобиль имеют только 5% семей.

Также от уровня доходов зависит возраст и "гражданство" автомобилей. Треть респондентов владеют "новым" автомобилем (до трех лет). Видимо, это те самые люди, которые обеспечили подъем рынка в 2010 – 2012 гг.: сработал эффект отложенного в момент кризиса спроса. При этом среди семей с низким доходом столь "юный" автомобиль имеют лишь 10%, тогда как среди семей с высоким уровнем достатка таких 40%. И наоборот, автомобилем старше шести лет владеют 72% семей невысокого достатка и только 42% семей с высоким уровнем дохода. Те, у кого доходы невелики, машины имеют, в основном, отечественные, у обеспеченных граждан, наоборот, преобладают иномарки.

В целом, специалисты РОМИР оценивают потенциальный спрос на уровне от 4 до 8 млн автомобилей. Если вычесть машины с пробегом, российский рынок, по их мнению, способен ежегодно поглощать 3 – 3,5 млн новых легковых авто в год. Примечательно, что именно столько собирались продать в текущем году производители, если судить по их планам, объявленным в 2012 году. На деле же, по прогнозам ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД), удастся реализовать не более 2,6 млн экземпляров, что на 10% меньше прошлогоднего показателя. И, как полагает президент ассоциации Андрей Петренко, причина как раз в том, что производители переоценили емкость рынка. Но потенциал спроса действительно высокий, согласен он, и за нынешним падением обязательно последует рост.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей