Копить на автомобиль уже поздно

Заявления о возможности нового обострения кризиса не на шутку напугали россиян. Теперь многие предпочтут покупке машины накопления на черный день


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Россия имеет шансы стать одной из крупнейших автомобильных держав Европы. Об этом свидетельствуют результаты продаж автомобилей в РФ, составивших в минувшем году порядка 3 млн новых машин. "Возможно, в первом полугодии мы превзойдем Германию по объемам продаж автомобилей, и Россия станет первым автомобильным рынком в Европе", – заявил во вторник глава банка "ВТБ 24" Михаил Задорнов.

Оптимизм банкира базируется, по всей видимости, на последних данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), согласно которым в первом квартале автомобильный рынок РФ сохранился на уровне прошлого года – 617 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Тогда, правда, общую картину изрядно подпортили мартовские данные, согласно которым продажи упали на 4% – до 244,030 тыс. машин. По словам председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера, причиной мартовского падения могла стать запоздавшая весна, тогда как именно на весенние месяцы приходится всплеск покупок на автомобильном рынке.

Схожие доводы приводит и Михаил Задорнов, полагающий, что ничего плохого автомобильный рынок в ближайшее время не ждет. "В первом квартале в целом продажи были выше, чем в этом же периоде прошлого года, но в марте было сокращение. Надо подождать результатов апреля, так как март был холодным и снежным месяцем, и, видимо, это не вызывало желание обновить автомобиль", – вторит он Шрайберу. Более того, по его мнению, рынок скорее всего выходит на тенденцию сохранения накопленных объемов по продаже автомобилей в кредит. "Проникновение кредитов в продажи автомобилей росло все эти годы, но в прошлом году рост притормозился. Сейчас 34,5% автомобилей продается в кредит", – напомнил Задорнов.

В том, что глава "ВТБ 24" дает столь оптимистические прогнозы, нет ничего удивительного: банк является крупнейшим игроком на российском рынке автомобильного кредитования, и с начала года портфель его автокредитов вырос на 6% – до 102 млрд рублей.

Между тем основания полагать, что тучи над российским автомобильным рынком все-таки сгущаются, определенно существуют. На тревожные мысли наводит сдача позиций АвтоВАЗом, продавшим в марте 40480 автомобилей, что на 7% хуже прошлогоднего результата. Падение продаж российского автогиганта, специализирующегося на производстве бюджетных автомобилей, может свидетельствовать о сокращении покупательной способности в категории людей с низким и средним уровнями достатка. Они наиболее чувствительны к негативным экономическим изменениям, и покупка автомобиля для них первое, от чего приходится отказываться в случае появления сомнений в перспективах собственных финансов.

Возможность покупки машины в кредит на какое-то время может задержать развитие этого процесса. Многие из тех, кто готов был приобрести автомобиль сразу за наличный расчет, попробуют сделать это, растянув платежи во времени. Однако, если неблагоприятная экономическая ситуация окажется затяжной, реакция потенциальных покупателей будет обратной. Кредит они станут рассматривать не как возможность купить машину в условии сокращения доходов, а как недопустимое обременение в условиях общей и личной финансовой нестабильности. Большинство населения со средними и низкими доходами покупке автомобиля предпочтет сделать накопления на черный день.

Таким образом, несмотря на оптимистические заявления Задорнова, уверенность в том, что к концу весны продажи автомобилей на российском рынке ускорятся, не так уж велика.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей