Россияне переели автомобилей

С ноября российский автомобильный рынок практически стагнирует, и низкая активность покупателей не позволяет экспертам прогнозировать существенный рост продаж в ближайшее время


Работа завода Hyundai в Санкт-Петербурге. Фото из архива ИТАР-ТАСС



Несмотря на временное затишье, российский автомобильный рынок остается одним из самых перспективных в мире. В условиях, когда на растущий российский рынок со всех сторон слетаются иностранные производители, отечественному автопрому приходится нелегко. За десять месяцев этого года продажи машин "традиционных" российских марок снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тогда как продажи иномарок выросли на 22%. Даже АвтоВАЗ уже который год подряд сдает позиции. Если в 2010 г. его доля на внутреннем рынке составляла почти 30%, то в 2011-м – 23%, а в этом году может упасть ниже 20%. По оценкам "Автостата", продажи АвтоВАЗа по итогам года составят 543 тыс. машин против 580 тыс. в прошлом году.

В целом, российский авторынок рынок вырастет в этом году на 11% – 12%. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, за 11 месяцев продажи легковых автомобилей и легких коммерческих грузовиков (LCV) выросли по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. на 12% – до 2,681 млн машин. Как отмечают отраслевые эксперты, самыми популярными моделями у россиян в этом году стали три "Лады" – "Приора", "Калина" и "Гранта", а также "Хендай Солярис" и "Форд Фокус".

Однако с ноября рынок практически стагнирует – впервые более за чем два года, и низкая активность покупателей не позволяет экспертам прогнозировать существенный рост продаж в ближайшее время. Видимо, люди (возможно, подсознательно) ждут объявленного "конца света", откладывая крупные покупки "на потом". К тому же не совсем понятно, как поведут себя в дальнейшем ставки по автокредитам.

Тем не менее автопроизводители готовы наращивать производство и после "конца света". Немецкое деловое издание Handelsblatt характеризует ситуацию в российском автопроме как "самый настоящий бум". Так, крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen в этом году стал еще и крупнейшим инвестором в российский автопром. Как сообщил недавно член правления концерна Михаэль Махт, Volkswagen уже инвестировал в Россию более €1 млрд и намерен в ближайшие три года вложить еще €840 миллионов. Результат впечатляет: по итогам 2012 г. рост продаж всех марок Volkswagen Group (включая Skoda и Audi) в России, по предварительным оценкам, составит 38% - будет продано около 315 тыс. автомобилей, более половины из которых были произведены в нашей стране.

Вырастут по итогам года продажи и других популярных иномарок, особенно, производимых в РФ. Например, Ford Sollers увеличил объем производства своих "Фокусов" и "Мондео" во Всеволожске с 99 тыс. в прошлом году до 119 тысяч. И досрочно ушел на каникулы. Несмотря на общее замедление рынка, в ноябре довольно сильно выросли продажи машин премиум-класса, таких как "Мерседес-Бенц", "Лексус" и "Ауди".

В дальнейшем намерен взять реванш и АвтоВАЗ. Здесь надежды связываются с тем, что штурвал управления нашим "флагманом" перейдет к французам и японцам. По условиям подписанного 12 декабря соглашения между госкорпорацией "Ростехнологии" (которой до сих пор принадлежит АвтоВАЗ) и альянсом Renault – Nissan создается совместное предприятие по управлению АвтоВАЗом. Причем Renault – Nissan, вложив в СП 23 млрд руб., получит 8 из 15 мест в совете директоров. А к середине 2014 г. российская сторона лишится контрольного пакета в СП: 50,1% отойдет к Renault, 17,03% – к Nissan, и у "Ростехнологий" останется 32,87%. Все это должно позитивно сказаться на деятельности автогиганта: первостепенное внимание новое руководство будет уделять повышению качества продукции и обновлению модельного ряда. Согласно инвестиционной программе концерна, до 2020 г. он вложит в производство 180 млрд руб., вследствие чего надеется увеличить свою долю на рынке до 24%. Кстати, АвтоВАЗ уже стал "мультибрендовым". С его конвейера начали сходить машины "Ниссан Альмера", а с 2014 г. японский партнер обещает возродить давно забытый бренд Datsun – и именно на площадке в Тольятти.

Тем временем уже и российские производители начинают проникать на зарубежные рынки. Свою продукцию (в частности, "Нивы") в небольших количествах давно поставляет за рубеж АвтоВАЗ, кое-где он открыл даже свои сервис-центры. "Группа ГАЗ" пошла еще дальше: на днях она открыла сборочное производство своих легких коммерческих грузовиков в Турции. В концерне не скрывают, что основным преимуществом их продукции является цена на 15% – 20% ниже, чем у конкурентов. Причем для турецкого рынка все "ГАЗели" и "Соболи" будут оснащаться дизельными двигателями Cummins. "Группа ГАЗ" рассчитывает на 7 – 10%-нтую долю турецкого рынке LCV, который затем планирует использовать в качестве плацдарма для продвижения на рынки Южной Европы и Северной Африки.

Впрочем, до мирового лидерства России далеко: на этом пьедестале прочно обосновался Китай. По данным Китайской ассоциации автомобилестроителей, за 11 месяцев 2012 г. в КНР было произведено и продано порядка 17,5 млн легковых автомашин и LCV – на 4,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам года этот показатель, как ожидается, дорастет до 19 миллионов.

Согласно прогнозам консалтинговой компании McKinsey & Co, китайский авторынок в ближайшие годы будет расти в среднем на 8% благодаря увеличению доходов жителей малых городов. Учитывая такие перспективы, в последние два года десять ведущих мировых автопроизводителей объявили о намерении инвестировать в расширение своих производств на территории КНР: суммарно они вложат в китайский автопром почти $40 миллиардов.

Зато в охваченной кризисом Европе авторынок сокращается. Согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей, за 11 месяцев этого года продажи снизились на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 10,26 млн автомобилей – минимального объема с 1995 года. Многие производители сокращают и закрывают свои производства в Старом Свете. Так, французский автопроизводитель PSA Peugeot Citroen, второй по величине в Европе, из-за падения продаж намерен сократить на своих европейских предприятиях 9,5 тыс. рабочих мест.

России с кризисной Европой не по пути, она в последнее время все чаще ориентируется на азиатских "передовиков". В частности, намеревается перенять китайский опыт пересаживания чиновников на автомашины местного изготовления. Этот вопрос недавно в очередной раз всплыл в Госдуме после того, как вице-премьер Дмитрий Рогозин решил поменять служебную "БМВ" на "ГАЗ-2330" ("Тигр"). Ранее Владимир Путин высказал намерение поменять импортный лимузин на российский, однако это последний еще нужно создать или хотя бы осовременить ранее выпускавшийся правительственный "ЗиЛ".

Пересаживая чиновников на отечественные авто, государство обеспечит заказами российских производителей и стимулирует рост производства. Правда, если пример Рогозина сделают обязательным для подражания уже в ближайшее время, российские чиновники окажутся в худшем положении, чем китайские. Ведь те имели возможность выбирать из более чем 400 разновидностей авто, производимых в их стране, а у нас подходящие модели можно пересчитать по пальцам.

Выбор читателей