Как государство наживается на иномарках

В какой форме будут оплачивать утилизацию своей продукции российские автозаводы и как это отразится на ценах на нее – пока не совсем ясно, но с импортерами все просто: с них будут брать живые деньги при растаможке автомобилей


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Россия еще не стала полноправным членом ВТО (это должно произойти 23 августа), но уже защитила свой автопром от грядущего снижения пошлин на импортные автомобили. Сделано это было весьма деликатно: под видом борьбы за чистоту окружающей среды. Если сказать проще, ввозимые иномарки обложили новым побором, а внутренние производители авто получили повод в очередной раз поднять цены на свою продукцию.

Двадцать восьмого июля были внесены поправки в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми с 1 сентября будет взиматься утилизационный сбор с каждого производимого или ввозимого автомобиля. За машины, производимые в стране, его будут уплачивать заводы-изготовители, а за ввозимые – импортеры, в том числе физические лица (кроме дипломатов и беженцев).

Партнеры по Таможенному союзу – Белоруссия и Казахстан – пока не присоединились к этому новшеству. Однако ввозить автомобили через их территорию без уплаты сбора не получится: без него у нас просто не выдадут ПТС на импортное авто (если это не антикварный экземпляр).

В какой форме будут оплачивать утилизацию российские автозаводы и как это отразится на ценах на их продукцию – пока не совсем ясно, но с импортерами все просто: с них будут брать живые деньги при растаможке автомобилей. И это совершенно точно скажется на их цене. Правда, на прошлой неделе замглавы Минпромторга Алексей Рахманов в беседе с журналистами подчеркнул, что введение утилизационного сбора не увеличит финансовую нагрузку на производителей и импортеров автомобилей. Однако он не смог заверить, что автомобили не подорожают для конечного покупателя (на него, как водится, и перекладывают финансовое бремя всех "новшеств").

Впрочем, если разобраться, то ситуация для автомобилистов складывается не так уж плохо. Базовая ставка утилизационного сбора, по предварительным подсчетам Минпромторга и МЭР, составит за новую легковую машину 20 – 45 тыс. руб., за грузовую – в зависимости от категории – от 150 до 400 тысяч. При нынешней средней цене продаваемого в РФ нового автомобиля в 750 тыс. руб. усредненная ставка сбора в 30 тыс. добавит всего 4% к его цене. При этом, согласно принятым обязательствам по ВТО, с момента вступления Россия должна снизить на 5 процентных пунктов (с 30% до 25%) пошлину на ввоз новых автомобилей. То есть 1% все-таки экономится!

Но это, конечно, в среднем. А в реальности – чем дороже автомобиль, тем больше шансов, что снижение таможенной пошлины перекроет введение утилизационного сбора. Правда, тут есть еще одна тонкость: чем мощнее автомобиль, тем больше будет этот сбор – причем в разы. Так вот, для машин с объемом двигателя не более 1,3 л коэффициент составит 0,5 (то есть вся величина сбора будет около 15 тыс. руб.); если двигатель от 1,5 до 1,8 л – коэффициент 1, а свыше 3,5 л – 3,5 (то есть, более 100 тыс. рублей). То есть для более мощных машин снижение ставки пошлины не компенсирует удорожание от нового сбора. Возможно, это произойдет в дальнейшем: ведь в течение семи лет ставка пошлины должна снизиться вдвое – до 15%.

Хуже всего придется тем, кто все же решится ввезти подержанную иномарку: здесь сбор может достигать и 200 тыс. рублей. Собственно, утилизационный сбор задуман именно в целях борьбы с ввозом подержанных иномарок: они являются главными конкурентами отечественным автомобилям "традиционных" марок (продажи которых всегда поддерживает правительство).

Деньги от нового сбора должны пойти на создание и поддержку в России авторециклинговой отрасли (которая будет перерабатывать автомобили, по возможности, с наибольшей пользой для экономики и с наименьшим ущербом для окружающей среды). Создавать ее придется практически с нуля, и, по оценкам PwC, это потребует в течение ближайших лет вложений порядка $2 миллиардов. Перерабатывать ежегодно придется миллионы машин: например, в США утилизируется порядка 12 млн авто в год. Правда, там люди чаще меняют своих "железных коней". У нас народ более бережливый: за пределами столиц автомобили живут десятилетиями. По расчетам Минпромторга, в 2013 г. утилизировать потребуется лишь около 1,5 млн машин, а в 2015-м – от 2 до 2,5 миллионов.

Однако в дальнейшем объемы утилизации могут возрасти как снежный ком, особенно если старые автомобили обложат повышенным транспортным налогом. По данным "Автостата", в России лишь 28% легковых автомобилей находятся в эксплуатации меньше пяти лет, и те, в основном, сосредоточены в столицах. А, например, на Дальнем Востоке их доля составляет всего 2,6%. Кстати, в этом регионе, а также на северо-западе страны значительную часть автопарка составляют подержанные иномарки, ввозимые из сопредельных стран. И это, как правило, довольно старые автомобили: средний возраст авто в Калининградской области составляет 18,5 лет, тогда как в целом по стране – около 12 лет. С грузовыми машинами ситуация еще хуже: по данным Минпромторга, около половины эксплуатируемых в стране тяжелых грузовиков имеют возраст более 15 лет, а из числа среднетоннажных машин таковых почти 80%.

Теперь введения утилизационного сбора ждут – не дождутся российские производители сельскохозяйственной и другой специальной техники. Ведь обязательства России по ВТО предусматривают снижение тарифов на импорт, скажем, сельхозтехники с 15% до 5% – 10%. Соответствующий "утилизационный" законопроект уже находится на рассмотрении в Госдуме и, как ожидается, будет принят и вступит в силу до конца этого года. Потом, видимо, дойдет очередь и до всякой другой техники, производство которой нуждается в поддержке – вплоть до самолетов. В общем, российская промышленность нашла неплохой способ обеспечить свое выживание в условиях ВТО.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей