Москва будет сотрудничать с Киевом как с предателем

Языковой скандал, приправленный изрядной порцией антироссийской пропаганды, является прекрасным фоном для встречи двух президентов в Ялте. Но это не все: в Крыму Путина ждет еще один сюрприз


Шторм на ялтинской набережной. ФОТИО: ИТАР-ТАСС



Сегодня Владимир Путин и Виктор Янукович проведут в Ялте пятое заседание Российско-украинской межгосударственной комиссии. Учитывая, что предыдущая встреча в таком формате состоялась в ноябре 2010 г., мероприятие трудно назвать рутинным. Но и особых прорывов от него не ждут.

Судя по настроениям украинских экспертов, ничего хорошего встреча двух президентов Украине не сулит. Наиболее популярна версия полной и безоговорочной капитуляции Януковича: "сдал украинский язык – сдаст и газотранспортную систему страны". Другая крайность: "ни о чем не договорятся, цены не снизят"; в общем, все плохо и будет еще хуже. Встречаются и более изысканные сценарии, обремененные далеко идущими последствиями: "Путин едет в Ялту, чтобы добиться должности премьер-министра Крыма для Виктора Медведчука и с его помощью разыграть на полуострове абхазский сценарий – отделить Крым, как отделили Абхазию".

Подобную паранойю принято списывать на особенности молодой украинской демократии, фирменным знаком которой является постоянное ожидание новых гадостей, приготовленных Россией. При таком настрое даже невинные вопросы, касающиеся сотрудничества в области космоса, самолетостроения, энергетики, транспорта, культуры и защиты российских инвестиций – именно эти темы фигурируют в повестке дня нынешней встречи – моментально приобретают зловещее политическое звучание.

Опасения украинской стороны можно понять: в ЕС не зовут, экономика сыплется, народ недоволен, страна расколота, казна пустеет, все надежды завязаны на снижение газовых цен, а "ужасная Россия" если и готова уступить, то только в обмен на встречные требования и жесткие гарантии. А как хорошо было раньше, при президенте Кучме! Помнится, в 2004 г. Украина заплатила за "дешевый газ" отказом от членства в НАТО и обещанием присоединиться к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству.

Через полгода новая, более демократическая власть кинула Москву, дезавуировав все договоренности. Ющенко отказался от ненужного ради надежды на полезное, а в ответ получил газовый удар по самому главному. Проблему удалось смягчить только в 2009 г. с помощью газовых соглашений, подписанных двумя премьерами – Путиным и Тимошенко. Результат известен: оппозиция требует расторгнуть соглашения, пошедшая на "преступные уступки" Тимошенко оказалась в тюрьме. Затем Янукович подписал Харьковские соглашения – снижение газовых цен в обмен на продление аренды военной базы в Севастополе, но оппозиция обещает выгнать российский флот из Крыма, как только вернется к власти.

Как можно о чем-то договариваться с государством, начисто отрицающим преемственность не только власти, но и внешнеполитических решений? Только получая весомые гарантии. Судя по тому, что пишут по этому поводу российские и украинские СМИ, на этот раз речь идет о газотранспортной системе Украины и промышленных активах, то есть о вещах, которые при очередной смене власти будет сложно забрать обратно.

Фигурирует ли в списке уступок русский язык, доподлинно не известно. Но этот сюжет и сам по себе дорогого стоит – начиная с того, что многострадальный закон зафиксировал не повышение, а понижение статуса русского языка, и заканчивая предвыборным характером суеты вокруг его принятия. В ходе всех предвыборных кампаний Янукович и Партия регионов обещали придать русскому языку статус второго государственного, а на деле он стал зыком национального меньшинства, в одном ряду с венгерским, караимским и прочими языкам малых групп населения. Второй вопрос – время, выбранное для принятия закона. Судя по легкости, с которой Янукович, едва став президентом, добился отмены конституционных поправок 2004 г. и отставки правительства Тимошенко, поднять статус русского языка до уровня государственного можно было еще весной 2010 года.

Вместо этого закон внесли в Раду накануне парламентских выборов, с очевидной электоральной целью. При этом Партия регионов умудрилась создать процедурный казус: закон поставили на голосование обманом, не внеся его в повестку заседания. В результате разразился грандиозный скандал. Литвин отказался подписывать закон и подал в отставку, Рада ушла на каникулы, закон завис, Янукович заговорил о роспуске парламента, оппозиция вспомнила о возможности импичмента и начала кампанию "Украина без Януковича". Не исключено, что закон так и не вступит в силу, но он уже сыграл свою роль. Стороны обвиняют друг друга в расколе страны, хотя запрограммированная истерика вокруг убогого по своему содержанию закона является свидетельством того, что страна давно расколота, и с этим уже ничего не поделаешь.

Языковый скандал, приправленный изрядной порцией антироссийской пропаганды, является прекрасным фоном для встречи двух президентов в Ялте. Но это еще не все. В Крыму Путина ждет еще один сюрприз: начавшиеся 9 июля украино-американские учения ВМС "Си Бриз – 2012", в которых принимают участие такие страны, как Грузия и Турция, а среди наблюдателей замечены представители Катара и Объединенных Арабских Эмиратов. К тому же не стоит забывать, что ранее Янукович обещал разместить на территории Украины элементы американской ПРО и закрыть воздушное пространство своей страны для российских военно-транспортных самолетов в случае обострения ситуации в Приднестровье или блокады НАТО российской базы в Севастополе.

Надо обладать изрядной наглостью, чтобы после всех этих кульбитов поднимать вопрос о снижении цен на газ, но Украина нужна России, и это ни для кого не секрет. Россия заинтересована в ее производственных ресурсах, в восстановлении производственных цепочек, разорванных во времена Ющенко. Москва, как намекнул на прошлой неделе Янукович, готова вкладывать деньги в восстановление промышленной базы Украины и, как ранее заявил премьер Азаров, "может продвинуться в решении газовых вопросов". Все это похоже на правду: Россия готова активно сотрудничать, но при соблюдении определенных условий.

Поэтому "Газпром" предоставил Киеву $2 млрд для финансирования закачки газа в хранилища (ПХГ), но потребовал, чтобы этот газ не экспортировался в Европу. А накануне визита Путина на Украину отправил своих инспекторов проверить состояние украинские ПХГ, рассчитывая найти там "дополнительные аргументы" для давления на Киев. По той же причине представители "Газпрома", категорически отвергая возможность пересмотра цен и отрицая факт ведения переговоров на эту тему, тут же заявляют, что "цена на российский газ для Украины может быть снижена только на основании межправительственных договоренностей".

Достижение подобных договоренностей – это политическое решение. Но наученная горьким опытом Москва больше не будет принимать подобные решения на основе устных договоренностей и деклараций о намерении. Россия готова принимать во внимание проблемы своего соседа, но только под четкие гарантии. В Москве научились смотреть на Украину несколько отстраненно и не волноваться по поводу того, что думает оппозиция и как реагирует Западная Украина. Внимание Москвы сосредоточено на промышленных районах Юга и Востока, а о единстве страны Януковичу придется позаботиться самостоятельно.


Опрос: Русский язык на Украине:


Обсудить на Facebook

Выбор читателей