Эксперты вступились за экипаж Як-42

Профессиональные летчики не согласились с версией комиссии, расследующей катастрофу под Ярославлем, о том, что пилот лайнера во время взлета нажимал на тормоз. Независимые эксперты подозревают МАК в предвзятости


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Независимые эксперты, летчики и двигателисты опровергают версию о том, что катастрофу самолета Як-42, в которой погибла команда ярославского "Локомотива", спровоцировала ошибка экипажа. Ранее специалисты Летно-испытательного института им. Громова пришли к выводу, что один из пилотов зачем-то тормозил при взлете.

"Тормозил пилот или нет, достоверно установить невозможно, потому что датчиков, которые бы фиксировали воздействие на педаль, на Як-42 не стоит. Не ведется и видеонаблюдение за действиями экипажа", - сообщил летчик-испытатель Андрей Гусев. Притормаживать могла сама гидросистема из-за скрытого деффекта. "Валить вину на экипаж - самый легкий путь", - добавил он.

Летчик-испытатель Владимир Герасимов объяснил, что торможение может быть аэродинамическим. В этом случае стабилизатор не установлен во взлетное положение, что дает основание говорить об ошибке экипажа. Но не менее вероятно торможение колес, которое говорит о неисправности гидросистемы. На фотографиях с места крушения отчетливо видно, что у колес была разрушена пневматика, что подтверждает последнюю версию. Герасимов, который убежден в невиновности пилотов, много лет проработал в Министерстве гражданской авиации и Госавианадзоре СССР и расследовал многие авиакатастрофы.

Непонятное поведение пилота Як-42, который зачем-то якобы тормозил машину на взлете, не могло стать причиной крушения, считает старший научный сотрудник РАН Виктор Кулагин. Он предположил, что к падению самолета привело малоизученное явление - срыв компрессора двигателя, возникающий при редком стечении обстоятельств.

"Топливо подается по максимуму, двигатель, что называется, "ревет", а тяги нет. Потому что компрессор, который питает кислородом турбину, крутится, но не подает его в турбину. Вернее, подает, но очень мало", - объяснил Кулагин, который несколько лет назад изучал этот феномен в лаборатории методов анализа надежности.

Однако эксперты-летчики и эту версию поставили под сомнение. Если бы произошел "срыв компрессора", то это бы записал черный ящик, ведь он фиксирует малейшее уменьшение оборотов двигателя. Однако отчет МАК говорит о том, что все работало в штатном режиме.

Эксперты и летчики спорят о причинах крушения самолета, но все сходятся в одном: уровень расследований авиационных происшествий сейчас в целом ниже, чем 10 - 20 лет назад. Дело в том, что сертификат самолету выдает МАК, а потом ему же поручают заниматься расследованием катастрофы. "Для них самолет - священная корова", - отметил Герасимов.

Специалисты Летно-испытательного института им. Громова, участвующие в расследовании катастрофы самолета Як-42, вчера завершили серию летных экспериментов. Согласно выводам экспертов, версия о том, что к трагедии привели действия одного из пилотов, тормозивших при взлете, полностью подтвердилась. Как утверждают участники испытаний, взлет мог пройти в штатном режиме, если бы управляющий пилот вовсе не касался рычагов управления.

Як-42, на котором летел в Минск на хоккейный матч ярославский "Локомотив", разбился 7 сентября. Из находившихся на борту 37 пассажиров и восьми членов экипажа выжили только двое – бортинженер Александр Сизов и хоккеист Александр Галимов. Последний через несколько дней после крушения умер в больнице.

Вскоре после катастрофы СМИ выдвинули версию, согласно которой летчики забыли снять Як-42 с ручного тормоза. При этом командир воздушного судна якобы пожаловался на плохое самочувствие и передал управление второму пилоту. Однако официального подтверждения этой информации не поступило. Впрочем, еще на ранней стадии расследования эксперты сошлись во мнении о том, что при разгоне Як-42 все системы работали штатно, а самолет разбился из-за нехватки скорости для взлета.

Выбор читателей