ОСАГО подорожает в полтора раза

Поправки к закону "Об ОСАГО" вводят тарифный коридор, что позволит страховым компаниям увеличить цену полиса. Среди других новшеств - введение ответственности для станций техобслуживания


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Министерство финансов РФ подготовило поправки в закон "Об обязательном страховании автогражданской ответственности" ( ОСАГО). Авторы законопроекта ввели понятие "тарифный коридор", что предполагает частичную либерализацию цен на ОСАГО. После принятия поправок страховщики получат возможность увеличивать верхнюю планку цены полиса.

Как уточняет издание "РБК daily", в распоряжении которого оказался пакет поправок в закон "Об ОСАГО", конкретные границы тарифного коридора будут определены позднее, а его запуск планируется через год после принятия проекта. По словам замдиректора Росгосстраха Дмитрия Макарова, в настоящее время обсуждается порядок, согласно которому сначала изменятся прописанные в проекте максимальные суммы выплат - до 400 тыс. руб. по имуществу и до 500 тыс. руб. по жизни и здоровью. Затем изменится базовый тариф, который на протяжении последних восьми лет составляет 1980 рублей. И только после этого будет введен тарифный коридор, как и прописано в проекте.

Между тем эксперты Российского союза автостраховщиков (РСА) прогнозируют, что увеличение лимитов ответственности приведет к росту минимального тарифа по ОСАГО более чем на 50%. "Даже простое увеличение лимитов ответственности до 400 тысяч рублей и 500 тысяч рублей может повлечь, по нашим расчетам, увеличение базового тарифа на 58%, - сказал журналистам глава РСА Павел Бунин. - Но есть опасность, что рынок станет нерегулируемым, ведь и сегодня есть факты демпинга, что приводит к уходу с рынка страховых компаний". По его данным, за последние пару лет с рынка ушли 30 страховщиков ОСАГО, выплаты за которых теперь вынужден осуществлять союз.

Его опасения разделяет и замгендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. "Жестко нужно зафиксировать даже не максимальную, а минимальную ставку, - высказал он свое мнение. - Есть страховщики, которые думают лишь о сегодняшнем дне и по-прежнему будут привлекать клиентов за счет завышенных комиссионных. Тарифный коридор просто ускорит их уход с рынка".

Еще одно нововведение Минфина - уточнение безальтернативной системы урегулирования в рамках прямого возмещения убытков. Другими словами, если в ДТП пострадает только имущество участников дорожного движения, потерпевший сможет обратиться лишь к своему страховщику. Возможность обращения за выплатой к компании, застраховавшей виновника аварии, поправками отменяется.

По словам страховщиков, данная норма не только не нарушает принципов ОСАГО, но и способствует улучшению климата на рынке страховых услуг. "Я поддерживаю введение безальтернативной процедуры, когда при ДТП с двумя участниками пострадавший обращается в свою компанию, - сказал корреспонденту "Yтра" Игорь Иванов. - Это будет мотивировать водителей покупать полисы надежных страховщиков с высоким уровнем клиентского сервиса, что в интересах автовладельцев и соответствует международной практике, когда клиент страховой компании решает все вопросы именно в своей компании".

Наконец, последняя новация - прописывание ответственности станций техобслуживания. Теперь, если эксперты установят, что причиной аварии стало техническое состояние автомобиля, возникшее не по вине водителя, то страховая компания сможет взыскивать суммы возмещенного ущерба с организаций, выдавших талон техосмотра на автомобиль виновника ДТП.

Страховщики с этим нововведением согласны, но в то же время выражают сомнения, будет ли этот механизм работать на практике. "Зафиксировать эту норму нужно, чтобы ни у кого не возникало желания продавать талоны ТО, а не выдавать на законной основе, - объяснил Игорь Иванов. - Другой вопрос - как все это будет работать на практике, и узнать это мы сможем только спустя какое-то время".

Напомним, впервые информация о грядущем росте лимита выплат по страховым полисам ОСАГО появилась в конце июля, когда премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение, изменяющее порядок расчета стоимости страховки. Благодаря этому документу, в основе стоимости страховки лежит базовая ставка, умноженная на ряд коэффициентов, зависящих от места жительства автовладельца, мощности двигателя автомобиля, срока действия страховки, количества человек, которым разрешено садиться за руль этой машины, а также возраста и стажа водителей.

Как отмечают эксперты, благодаря этому нововведению цена ОСАГО выросла вдвое для жителей мегаполисов, водителей-новичков и владельцев автомобилей средней ценовой категории. Так, 22-летний москвич, который круглый год ездит на 75-сильном "Рено Логан", отныне будет платить за страховку 6969 руб. вместо 5148 рублей. В свою очередь, молодой житель Новосибирска, четыре месяца в году передвигающийся на 84-сильном "Шевроле Авео", отдаст 3554 руб. вместо 1631 рублей.

Как пояснили представители компаний-страховщиков, повышение ряда коэффициентов тарифов по ОСАГО стало важной и необходимой мерой, направленной на снижение убыточности и создание эффективного страхового рынка в России. Здесь стоит напомнить, что финансовый кризис 2008 г. негативно отразился на рынке ОСАГО, где участились случаи недобросовестных действий со стороны страховых агентов и брокеров, а также некоторых страховых компаний. Посреднические структуры, получив бланки полисов ОСАГО и продав их населению, скрылись с полученными деньгами, в результате чего более 200 тысяч добропорядочных автовладельцев ездили с недействующими полисами, а общий объем ущерба составил более 500 млн рублей.

Выбор читателей