Медведев устроил бенефис на выезде

Партнеры Москвы по-прежнему готовы брать и обещать, но не действовать. На этом фоне активность президента РФ во время визита в Душанбе выглядит как показательные выступления, смысл которых не вполне ясен


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Официальный визит Дмитрия Медведева в Таджикистан, совмещенный с четырехсторонней встречей президентов Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана и саммитом СНГ, анонсировался достаточно банально. На встречах планировалось "обсудить вопросы сотрудничества" по широкому кругу тем: от торговли наркотиками до борьбы с терроризмом. Под стать повестке оказались и официальные итоги мероприятий, сводящиеся к декларациям о намерениях. Но некоторые из этих намерений не лишены интереса.

С главой Таджикистана Эмомали Рахмоном в очередной раз достигли взаимопонимания о будущем российской военной базы, выведенной из центра Душанбе в середине прошлого десятилетия. На это раз речь шла о продлении аренды на 49 лет в обмен на обучение и перевооружение таджикской армии. Но это еще не договор, а лишь соглашение о необходимости подписать официальный документ в начале 2012 г., так что радоваться пока рано. Эмомали Рахмон является мастером политических разводок, и не исключено, что разговоры об углублении военного сотрудничества с Москвой будут использованы для давления на американских партнеров, а в процессе подготовки договора начнутся непреодолимые разногласия. Это вполне возможно, тем более что таджикские спецслужбы плотно сотрудничают с американскими военными по вопросам борьбы с терроризмом и распространением наркотиков, а Вашингтон оказывает финансовую и иную помощь в перевооружении таджикской армии. Но саму новость можно записать в актив Медведеву.

По итогам четырехсторонней встречи лидеров Афганистана, Пакистана, России и Таджикистана было принято совместное заявление о намерении ускорить подготовку соглашения о долгосрочном сотрудничестве. Т.е. налицо та же декларация о намерениях. Зато в пункте, касающемся борьбы с терроризмом, экстремизмом и трансграничной преступностью, были упомянуты ШОС и ОДКБ, что, по мнению российской стороны, подчеркивает вес и значение этих организаций. Этот эффект был усилен заявлением Медведева, подчеркнувшего, что "безопасность в Центральной Азии должна обеспечиваться самими странами региона". Но, учитывая размах реального присутствия США в Афганистане, чеканная формулировка представляется всего лишь фигурой речи, а упоминание ОДКБ, членами которой Афганистан и Пакистан не являются, выглядит достаточно сомнительно.

Удивляет и пункт о поддержке Афганистаном, Пакистаном и Таджикистаном намерения России принять участие в строительстве газопровода TAPI, связывающего Туркмению через территорию Афганистана с Индией и Пакистаном. Дело в том, что ранее туркменская сторона расценила намерение Москвы присоединиться к этому проекту как "вмешательство в планы завязать международные энергетические контакты". Но готовность России инвестировать "сотни миллионов долларов", как сказал Медведев, в строительство ЛЭП, связывающих Таджикистан с Афганистаном и Пакистаном (проект CASA-1000), возражений не вызывает. Таджикистан хочет зарабатывать на экспорте электричества, Афганистан и Пакистан готовы его покупать. И все они заинтересованы в инвестициях.

С другой стороны, правительство Карзая видит определенные выгоды в возможности контролировать энергетические потоки, идущие в Пакистан. Другой вопрос – как долго этот ресурс останется в его руках на фоне нарастающего в регионе хаоса. Намерением России инвестировать в транспортные проекты довольна и американская сторона, понимающая, что развитие мирных проектов может способствовать стабилизации ситуации в Афганистане. При этом Москва оказывается в роли игрока, готового рисковать своими деньгами ради сомнительных дивидендов. И все это на фоне постоянных разговоров о заинтересованности самой России в иностранных инвестициях, так необходимых для ее развития.

Здесь вроде бы напрашивается вывод, что Москва готова раскошелиться ради того, чтобы закрепиться в Центральной Азии. Но эта затея обречена на провал. Начиная частичный вывод войск, администрация Обамы, конечно, не против, чтобы кто-то оплатил мирное строительство в нестабильном регионе. Но совсем уходить из Афганистана американцы не собираются. Не для того они построили там 14 военно-воздушных баз и два пункта воздушного и космического наблюдения, сканирующих территорию Евразии, в том числе и России.

Третьим мероприятием стал саммит СНГ, который на этот раз проигнорировали главы Белоруссии, Азербайджана и Узбекистана. Зато в Душанбе приехал президент Туркмении, который, как и его предшественник, несколько раз уклонялся от подобных встреч. В данном случае это вопрос политеса: Туркмения становится председателем СНГ и хозяйкой следующего саммита. Но не исключено, что Бердымухаммедов прибыл в Душанбе для того, чтобы лично обсудить с Медведевым газовые проблемы и программу предстоящего визита в Москву, дата которого пока неизвестна.

От отдельной рабочей встречи с президентом Украины Медведев отказался – виной всему очередной виток газовых разногласий. Сам же Янукович использовал саммит, чтобы еще раз озвучить позицию Киева: категорически отказаться от объединения "Газпрома" и "Нафтогаза", поговорить о давлении со стороны России и пообещать обратиться в Стокгольмский суд. Этот демарш чуть не затмил славословия по поводу 20-летней деятельности СНГ.

Предложение России о создании Координационно-ситуационного центра Совета командующих пограничными войсками СНГ было встречено неоднозначно. По словам президента Киргизии Розы Отунбаевой, в связи с ситуацией в Афганистане безопасность по периметру границ СНГ должна стать одной из главных задач Содружества. А президент Таджикистана, в охране границ которого участвуют американские военные, считает, что главным приоритетом СНГ остается экономическое сотрудничество. Эти разногласия не помешали решить частный вопрос: подписать соглашение о действиях дежурных по противовоздушной обороне стран СНГ при получении информации о захвате самолета.

Еще одной новостью саммита стала критика Медведева в адрес наблюдателей ОБСЕ и призыв повысить роль и авторитет наблюдателей от СНГ. Российский президент, критикующий западных партнеров, – это в некотором смысле сенсация, но многие восприняли этот демарш как попытку дезавуировать негативные оценки наблюдателей ОБСЕ накануне большого избирательного цикла в России.

В целом можно сказать, что встречи в Душанбе носили рутинный характер. Судя по утечкам, участники встреч вполне осознают угрозы, связанные с войной в Ливии, хаосом в Афганистане и активизацией исламистского подполья в Средней Азии. Но о каких-то консолидированных решениях речи пока не идет. Партнеры Москвы по-прежнему готовы брать и обещать, но не действовать. На этом фоне активность Медведева – попытка договориться с Таджикистаном, заявка на участие в делах Центральной Азии, слова о самостоятельности региона, демарш в отношении Януковича и наезд на ОБСЕ – выглядит как показательные выступления, смысл которых не вполне ясен.

Не исключено, что, оказавшись на третьих ролях в гнусном спектакле, устроенном вокруг Ливии, Москва начала корректировку своей внешней политики и пытается компенсировать реальные и репутационные потери за счет увеличения своего веса в Азии. С другой стороны, то, что происходило в Душанбе, слишком похоже на бенефис Медведева, приуроченный к начинающейся в России избирательной кампании.

Выбор читателей