Причины крушения "Булгарии" кроются в политике Минтранса

ИГСО презентовал доклад "Транспорт России: застой и деградация", главным выводом которого стала констатация факта обременительной для экономики и населения политики Министерства транспорта под руководством Игоря Левитина


ФОТО: Вести.ru



Институт глобализации и социальных движений* (ИГСО) презентовал доклад "Транспорт России: застой и деградация", главным выводом которого стала констатация факта обременительной для экономики и населения политики Министерства транспорта под руководством Игоря Левитина.

Крушение теплохода "Булгария" - результат реализуемой в стране транспортной политики. Ее следствием также являются дорогостоящие и плохие автодороги, большой общий износ транспортных средств и инфраструктуры. Ежегодно государство тратит огромные средства на транспортные проекты, но министерству транспорта практически нечем похвастать, считают авторы доклада.

В транспортной системе страны почти повсеместно проявляются признаки застоя или деградации. "Страшная катастрофа "Булгарии" лишь предупреждение. 50,6% судов в России на начало 2009 года значились построенными до 1979 года. Среди пассажирских кораблей этот показатель составляет 55,4%. Многие из них изношены до предела", - отмечает один из авторов доклада Василий Колташов.

Строительство автомобильных дорог в России является чрезвычайно дорогим не из-за высокого качества. "Коррупционные издержки", по мнению авторов доклада, могут доходить до 25% от цены строительства автодорог. Средняя цена строительства одного километра находится на уровне $13 млн, а средняя стоимость автомобильных дорог, предполагаемых к сооружению по программе развития транспортной системы России в 2010-2015 гг., составляет около 18 млн долларов за километр. Авторы доклада делают вывод о том, что министерство транспорта стремится обеспечить высокую прибыль группе привилегированных компаний и не выявляет коррупционные схемы. Также чиновники не проявляют заинтересованности в удешевлении строительства и поднятии его качества.

"Задачей Министерства транспорта под руководством Игоря Левитина, в его нынешнем виде, как можно полагать, является обеспечение рентабельности частных компаний работающих в сфере дорожного строительства, а не эффективное дорожное строительство. Денежные расчеты в рамках этой системы являются приоритетными, а наличие рынка и конкуренции - формальность. Единичные уголовные дела при массовости хищений на строительстве автомобильных дорог указывают на то, что данный вид работ в большой мере является формой государственной финансовой поддержки привилегированных предприятий. Потребности российского внутреннего рынка в развитии автодорожных сообщений игнорируются чиновниками", - отмечается в пресс-релизе Института глобализации и социальных движений, выпущенном в поддержку презентованного доклада.

Как отмечают авторы документа, "Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года" является популистской и не имеет ничего общего с реальной транспортной политикой в стране. В основе ее лежит не необходимость обеспечить экономике дешевый, разветвленный, консолидированный и эффективный транспорт, а стремление использовать транспорт как источник доходов. Данная политика, по мнению авторов доклада, находится в противоречии с интересами национального рыночного развития. В результате 20% от цены товара в РФ составляют транспортные издержки, что более чем вдвое выше уровня ЕС, а общая скорость передвижения грузов в разы ниже европейской.

По заключению докладчиков, деятельность Минтранса не удовлетворяет экономическим потребностям страны, а руководство ведомства себя дискредитировало. Проблемы транспортной сферы России требуется начать решать, а процесс транспортного развития необходимо форсированно ускорить. Это напрямую связано с выработкой качественно иной антикризисной и экономической политики, что в свою очередь невозможно без изменения отношения государства к транспорту.

* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей