Москву зачистят от "бомбил"

Власти мечтают оставить в столице только легальные такси, покончив с частным извозом раз и навсегда. Нужно всего лишь разработать механизм привлечения нелегалов к ответственности – но, увы, никто не знает, как это сделать


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Столичные власти вновь подбросили горожанам животрепещущую тему для обсуждения. На этот раз речь идет о такси: вице-мэр Москвы по развитию транспорта и дорожному строительству Николай Лямов в интервью "Российской газете" рассказал о возможных нововведениях в этой сфере.

По мнению чиновника, необходимо ввести квоты на данный вид деятельности: "Скажем, образовалось сейчас стихийно 34 тысячи машин для извоза – пусть будет 34 тысячи. Но 34.001-е уже появиться не может, как в Лондоне, например. Почему? Потому что у каждой из машин свой пожизненный номер, он продается предпринимателю и залоговая стоимость его чуть ли не 300 тыс. фунтов. Номер можно перепродать, передать по наследству. Но поменять невозможно, даже с машиной".

Легализованные владельцы такси должны будут строго соблюдать определенные правила. Например, работать по четкому графику. "Скажем, если по графику водитель должен работать три дня в неделю – вторник, четверг и субботу, то в пятницу он никогда на трассе не появится. Если же нарушит правило, то полиция отнимет номер", – описывает Лямов возможную идиллию.

Вице-мэр признает, что для осуществления подобных нововведений необходимо изменить федеральное законодательство. Как раз сейчас Москва и Санкт-Петербург размышляют над тем, как поменять правовую базу, чтобы в будущем заниматься неофициальным частным извозом стало в принципе невозможно.

Кстати, в июне этого года свою версию законопроекта, предусматривающего жесткие наказания для таксистов-нелегалов, в Госдуму внесла партия ЛДПР. "Бомбил" предлагается штрафовать на сумму до пятикратного объема полученных доходов, но не менее 5 тыс. руб., или сажать под арест на срок до десяти суток с конфискацией полученного дохода. Для юридических лиц, осуществляющих незаконные пассажироперевозки, в том числе на маршрутных такси, предусматривается штраф от 40 до 50 тыс. руб. и та же конфискация.

Столичный рынок такси действительно весьма далек от идеала. Вряд ли жители города откажутся променять раздолбанные "пятерки" и "семерки", пилотируемые плохо знающими улицы выходцами из южных республик, на комфортные и безопасные автомобили официальных перевозчиков, предлагающих свои услуги по приемлемой цене. Но цена в данном случае – понятие ключевое. "Цены у таких "черных" таксистов изначально ниже, потому что им не нужно платить за техобслуживание, оператору, налоги и т.д. Поэтому у крупных легальных перевозчиков очень невысокий спрос, и относительно того рынка, который частники перевозят, большие организации очень маленькое место занимают", – поясняет руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский.

Потребитель выбирает "бомбил" из желания сэкономить не только деньги, но и время. Гораздо проще и быстрее выйти на обочину и поднять руку, чем ждать, пока по загруженным магистралям до клиента доедет заказанное по телефону официальное такси. Да и цена поездки по пробкам вырастает в разы, ведь с момента посадки счетчик тикает независимо от того, стоишь ты или едешь, тогда как с "черными" таксистами о предельной цене договариваются сразу и от времени поездки она уже не зависит. Поэтому услугами частников чаще пользуются днем, а легальные таксисты больше востребованы ночью, когда дороги свободны.

При этом никаких преференций для последних не предусмотрено – ни бесплатных парковок, ни специальных выделенных полос для движения общественного транспорта с правом проезда по ним таксомоторов. В небольших городах система такси работает куда более эффективно. "Там никто не стоит и не голосует на дорогах. Потому что проще набрать номер, и к тебе машина приедет через пять минут", – уверяет Шумский.

Но главное – невозможно проконтролировать армию нелегалов. Практически любой водитель может остановиться и подобрать тех, кто голосует. Это обычный гражданский правовой договор. А для того чтобы классифицировать частный извоз как незаконное предпринимательство, необходимо, чтобы он осуществлялся на постоянной основе. Поэтому, прежде чем наказать "бомбилу", его придется не только поймать, но и умудриться доказать, что он именно "бомбила", а не добропорядочный гражданин, решивший сделать доброе дело за небольшое вознаграждение. Возможно, удастся разогнать нелегалов от станций метро, вокзалов и других традиционных мест ожидания клиентов, но тогда они просто будут курсировать по улицам в поисках пассажиров.

Разработать механизм привлечения к ответственности "черных" извозчиков – задача не из легких. Эксперты допускают, что в принципе она выполнима, хотя сами никаких вариантов предложить не могут. "Наверное, что-то можно сделать. В конце концов, другие же страны решили этот вопрос", – говорит Шумский. Теоретически можно вообще запретить всем водителям частных автомобилей подвозить кого-либо за деньги. Но, опять же, как проконтролировать соблюдение запрета?

Выбор читателей