Россия получила чемодан без ручки

Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Москва не только взвалила на себя немалые расходы, но и получила постоянную головную боль. Что касается будущих дивидендов, то на этот счет есть большие сомнения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В минувший четверг Южная Осетия и Абхазия отпраздновали вторую годовщину независимости. Ровно два года назад по итогам войны на Кавказе Россия официально признала их государственный суверенитет и фактически взяла на себя роль его гаранта. По горячим следам эксперты называли этот шаг "вполне ожидаемым ответом на агрессию Грузии" и "восстановлением исторической справедливости". Сегодня, когда страсти поутихли, уже можно спокойно оценить опыт взаимодействия нашей страны с независимыми республиками и посмотреть, насколько мудрым было это решение.

Первое, что бросается в глаза, – это разница между географическим положением Абхазии и Южной Осетии, существенно влияющая на экономику республик, характер проблем и конфликтов, связанных с их решением. Если Абхазия – это достаточно плотно заселенные субтропики и море, то Южная Осетия – это горная местность, население которой насчитывает около 30 тысяч человек, из которых 17 тысяч проживают в столице республики Цхинвале. Западные эксперты называют район Цхинвала "кинжалом, направленным на Тбилиси". Речь идет о том, этот регион важен для России как "плацдарм для вторжения в Грузию".

К моменту получения независимости экономика Южной Осетии находилась в крайне плачевном состоянии. И дело тут не только в войне. Главную роль сыграли блокада, в которой долгое время находилась республика, и особенности ее руководства, которые уже привели к серии конфликтов с Москвой, связанных с кадровыми решениями и контролем над расходованием средств, выделяемых на восстановление республики. Ни для кого не секрет, что причиной большинства скандалов является чудовищная коррупция в команде президента Кокойты. По данным международной неправительственной организации International Crisis Group, Южная Осетия уже получила от России по $28 тыс. на каждого жителя республики. Тем не менее многие люди, потерявшие жилье в ходе войны 2008 г., провели минувшую зиму в палатках. Зато были перестроены особняки чиновников.

Аналогичная непрозрачность отмечается и при восстановлении инфраструктурных объектов. Попытка Москвы контролировать процесс восстановления через правительство, главой которого был назначен Вадим Бровцев, спровоцировала кампанию по дискредитации Кабинета министров в южно-осетинских СМИ. А в начале мая этого года парламент республики пытался отправить правительство в отставку, но был вынужден ограничиться созданием комиссии по расследованию его деятельности. Затем началась массированная атака на "Южную дирекцию", созданную Москвой для контроля российских финансов.

Президент Кокойты возложил вину за срыв восстановительных работ на команду премьера Бровцева, Южную дирекцию и Минрегион РФ. В ответ прозвучали встречные обвинения. Суть их сводится к тому, что давления со стороны силовиков на правительство и ряд возглавляемых российскими специалистами структур, угрозы арестов и обыски в офисах привели к остановке восстановительных работ. Дело дошло до того, что МИД РФ был вынужден направить ноту протеста властям Южной Осетии по поводу незаконного изъятия паспортов у российских граждан.

По словам российских специалистов, которые были вынуждены покинуть республику, причиной всех конфликтов является стремление Кокойты контролировать средства, получаемые республикой из российского бюджета. Но это только половина правды, потому что в распиле российской помощи участвуют и московские чиновники, и именно борьба между разными командами в Москве не позволяет наладить контроль над расходованием средств и восстановительными работами в республике. В результате Дмитрий Медведев был вынужден разрушить систему Южного директората и вернуть президенту Кокойты контроль над выделенными Москвой средствами. Но это не значит, что все остались довольны.

Население республики не устраивает коррупция местных властей, но ему не нравится и поведение российских военных, а главное – многие всерьез обеспокоены решением о сокращении армии и правоохранительных сил Южной Осетии. Подписанное в апреле этого года соглашение о создании на территории республики объединенной российской военной базы включает пункт о передаче основных функций по защите Южной Осетии российским военным. В такой ситуации у России нет резонов содержать в республике сразу две армии, а у населения нет уверенности, что политика Москвы останется неизменной, и российская армия будет всегда защищать осетин. Не радует и перспектива увольнения тысяч осетинских военных, что еще больше обострит проблему занятости.

С аналогичными по сути, но иным по содержанию проблемами сталкивается Россия в Абхазии, где развернулась борьба за землю и собственность. Согласно договору о военном сотрудничестве между Москвой и Сухумом, сотрудники ФСБ, в частности пограничники, имеют право после завершения службы бесплатно получить жилье или земельные участки в Абхазии. Это решение уже привело к масштабному переделу земли и недвижимости, что немедленно отразилось на решении вопросов собственности в отношении рядовых граждан, которые покинули республику во время войны, а теперь решили вернуться.

Для устранения этих проблем в мае было принято решение о создании совместной российско-абхазской комиссии. Речь идет о защите прав собственников, жилье которых абхазские суды признают бесхозным, и его занимают местные жители. Своя логика в таком подходе есть. Суды, действующие на основании подзаконных актов о покинутом жилье, защищают права тех граждан, которые оставались в республике и защищали ее суверенитет. Но на деле жертвами становятся именно граждане России. И это тоже можно понять, ведь в последнее время Абхазия действительно стала объектом экспансии со стороны России, видящей в республике и стратегический плацдарм, и субтропический курорт.

Конфликт интересов налицо, и его надо как-то разрешать. Но Абхазия, ссылаясь на то, что с российскими паспортами в республику может вернуться часть грузинского населения, занимает непреклонную позицию. На официальном уровне Сухум отклонил подготовленную российским МИД "Концепцию работы совместной российско-абхазской комиссии по вопросам восстановления имущественных прав граждан Российской Федерации в Республике Абхазия", а на практике российские граждане проигрывают один суд за другим. Местная пресса называет решение о создании комиссии "антигосударственными и антиабхазскими", а возвращение людям фактически отобранного у них имущества – "угрозой абхазскому народу".

Изменение настроений уже начинают ощущать российские курортники. С другой стороны, продолжая играть на антигрузинсих настроениях, абхазская сторона ставит Москву в неудобнее положение. Например, ветеранская организация "Аруаа" обратилась к президенту Багапшу с предложением потребовать от России выдачи проживающих на ее территории "военных преступников" во главе с бывшим министром обороны Грузии Тенгизом Китовани. Официальная власть не спешит поддерживать это требование, но оно уже вызвало энтузиазм у определенной части населения и соответствующие спекуляции в прессе.

Вместе все эти сюжеты складываются в тенденцию, суть которой недавно выразила одна из абхазских газет, прямо написавшая, что "Абхазия меньше зависит от России, чем Россия от Абхазии". И надо признать, что в определенном смысле это утверждение адекватно описывает имеющийся расклад. Признав независимость Абхазии и Южной Осетии, Москва не только взвалила на себя немалые расходы, но и получила постоянную головную боль. Каждая из республик уже напоминает пресловутый чемодан без ручки, который и бросить жалко, и нести неудобно. Что касается будущих дивидендов, то на этот счет есть большие сомнения, прежде всего, потому что элиты двух независимых республик откровенно используют Россию как дойную корову и одновременно говорят о многовекторной политике, отвечая на уже начавшиеся заигрывания со стороны Запада.

Месяц назад план "перезагрузки" ситуации, сложившейся в Абхазии и Южной Осетии по итогам победы России в августе 2008 г., вполне откровенно изложил один из руководителей радиостанции "Свобода" Пол Гобл. Этот человек, долгое время проработавший в ЦРУ и в Бюро исследований и разведки Госдепа США и считающийся одним из лучших экспертов по Кавказу, полагает, что Западу пора "наладить прямые контакты с Абхазией – экономические, социальные, культурные – и получить доступ к абхазским портам". Это поможет Абхазии выйти из изоляции и обеспечит ее реальную независимость от России. А как только в Сухуме откроются посольства западных стран, входящие в состав России республики Северного Кавказа получат мощный стимул для самоопределения.

В рамках этого проекта может решиться и судьба Южной Осетии, перспективы реальной независимости которой напрямую связаны с Северной Осетией. Если две республики объединятся вне состава России, новая объединенная Осетия сможет рассчитывать на международное признание. В сухом остатке получаем старый сюжет развала России через отрыв от нее северокавказских республик. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что в новом сценарии ведущие роли отводятся именно Абхазии и Южной Осетии, которые обязаны Москве как самим своим существованием, так и сгоряча дарованной независимостью.

Выбор читателей