Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: Вести.ru |
"На федеральном уровне мы пойдем на снижение базовой ставки в два раза, и от нее субъекты смогут более гибко определять ставку", - заявил Алексей Кудрин. По словам главы Минфина, регионы будут устанавливать ставку в зависимости от мощности двигателей, категорий автомобилей, а также категории самих плательщиков. При этом правительство намерено разрешить субъектам федерации полностью отменять транспортный налог на автомобили мощностью до 150 лошадиных сил.
Одновременно принято решение о создании Федерального дорожного фонда, в который будут стекаться, в том числе, и доходы от бензиновых акцизов. Его объем в 2011 г. составит 377 млрд руб, в 2012 г. - 348 млрд руб, в 2013 г. - 408 млрд рублей.
Создание фонда позволит за три года увеличить объем средств, направляемых на содержание и строительство дорог, примерно на 60%. По словам Кудрина, с 2012 г. около 50% средств, получаемых за счет повышения акцизов, будет передаваться регионам.
Таким образом, правительство и президент окончательно похоронили идею полной отмены транспортного налога и замены его на топливные акцизы. Подобная схема активно обсуждалась еще несколько месяцев назад. В конце мая 2010 г. о возможной отмене транспортного налога заявил вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Взимание топливных акцизов вместо транспортного налога по принципу "чем больше ездишь, тем больше платишь", является распространенной мировой практикой. Ее высокая популярность объясняется простотой администрирования данного сбора, исключением возможности нецелевого использования собранных средств (все они автоматически направляются в дорожные фонды), возможностью взимания дорожной платы с иностранных автомобилистов, а также исключительной социальной справедливостью. Известно, что автомобили используются их владельцами с самой различной интенсивностью. Если один человек может накатывать в день по несколько сотен километров, то другой использует авто не более раза в неделю, а то и реже. Очевидно, что амортизация дорог первым автовладельцем окажется несоизмеримо выше по сравнению со вторым. Акцизная схема позволяет учитывать это обстоятельство и брать больше с того, кто чащше ездит. То есть граждане, редко пользующиеся автомобилем, смогут не платить лишних денег. Более того, данная схема благоприятствует приобретению населением большего числа личных авто. Этому способствует отсутствие платы за неиспользуемые или малоиспользуемые машины. Схема также предпочтительна для автопрома любой страны, так как является прямым стимулом к покупке автомобилей, включая довольно мощные и как следствие – более дорогие образцы.
В российских условиях отказ от транспортного налога и введение акцизной схемы могли бы быть весьма удачным решением. Помимо серьезной помощи отечественному автопрому, это могло изменить непрозрачную и малопонятную схему формирования налоговых ставок. Сегодня определение ставок налога отдано на откуп региональным властям. Они имеют возможность использовать как повышающие, так и понижающие коэффициенты к базовой ставке. В результате размеры ставок попадают в прямую зависимость от финансового состояния регионов.
Еще недавно существовала надежда, что подобные несоответствия будут устранены и Россия присоединится к распространенной мировой практике. То же, что в итоге было сделано правительством и одобрено президентом, перечеркнуло эти надежды. Вместо растворения транспортного налога в топливном акцизе, ведущем лишь к не самому большому удорожанию топлива, решено вместе с введением акциза сохранить и сам злополучный транспортный налог. Обещанное сокращение базовой ставки в два раза не играет практически никакой роли, так как за местными властями сохраняется право использования повышающих коэффициентов. Очевидно, что ни один здравомыслящий руководитель субъекта федерации не станет отдавать автомобилистам вполне приличные суммы. По всей видимости, региональные ставки сохраненного транспортного налога сохранятся на уровнях, близких к нынешним. При всем при этом автовладельцам придется заплатить еще и акцизный сбор, изначально призванный стать альтернативой транспортному налогу. Почувствовать всю прелесть модернизации данной схемы автомобилистам предстоит уже в следующем году.
Причины подобных действий правительства и президента в целом очевидны. Основной их целью остается увеличение объемов несырьевых доходов бюджета в условиях гипотетической возможности новых волн экономического кризиса. Другим важнейшим моментом остается формирование целевых фондов для ремонта и строительства дорог. Насколько предпринятые действия позволят изменить ситуацию в дорожном строительстве, сказать сложно. Полноценное строительство дорог в России не осуществляется уже достаточно давно.
С другой стороны, уже сейчас нет ни малейшего сомнения в том, что принятое решение приведет к удорожанию эксплуатации автомобилей и очередному удару по бюджету автовладельцев. В условиях общей тенденции к увеличению мощности автомобильных двигателей, что является одним из элементов повышения дорожной безопасности (мощному авто гораздо проще избежать аварийной ситуации), принятая схема будет препятствовать не только развитию российского авторынка, но и повышению безопасности движения. Тем автомобилистам, кто надеялся, что изменение правил взимания транспортного налога принесет финансовое облегчение, придется расстаться со своими надеждами. Платить за авто, вне зависимости от интенсивности его эксплуатации, скорее всего, придется не меньше, а больше.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности