За извержение расплатится Евросоюз

Авиаперевозчики требуют от властей компенсировать им гигантские убытки за вынужденный простой. Каждый день активности исландского вулкана обходится компаниям минимум в 200 миллионов долларов. Между тем, полеты над Европой возобновятся только завтра, и то не везде




Извержение Эйяфьятлайокудля нанесло авиаперевозчикам Европы настолько серьезные убытки, что они требуют от властей ЕС "компенсацию" вынужденного простоя. С такой инициативой выступила British Airways, ссылаясь на американский прецедент.

"Такой прецедент уже существует, так как после закрытия воздушного пространства США после террористических атак 11 сентября были выплачены компенсации", - заявил исполнительный директор компании Вилли Уолш. По его мнению, власти ЕС и Великобритании должны компенсировать British Airways понесенные убытки.

В Евросоюзе уже пообещали заплатить, но не сразу. По словам еврокомиссара по транспорту Сийма Калласса, ЕС примет решение через неделю, после того, как свои предложения представят входящие в него страны. Убытки от вулкана будут подсчитывать позднее на специальном совещании.

Также на совещании было принято решение открыть воздушное пространство Европы с завтрашнего дня. "Мы договорились начать открывать воздушное пространство над Европой начиная с 08:00 вторника поэтапно и определить три корридора для воздушного сообщения", - сообщил министр развития Испании Хосе Бланко.

По оценке британской авиакомпании, ежедневные убытки от вулкана составляют примерно 15-20 млн фунтов стерлингов. С 16 апреля практически все рейсы были отменены, и хотя British Airways - крупнейший авиаперевозчик Великобритании - располагает достаточным капиталом для того, чтобы переждать кризис, компенсация им явно не помешает. Компания несет убытки не только непосредственно из-за отмены рейсов, но также из-за необходимости возмещать убытки своим пассажирам - авиаперевозчик гарантирует оплату полной стоимости билета в том случае, если рейс отменен.

В Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) размер убытков от вулкана оценили примерно в $200 млн ежедневно. Это только приблизительная оценка, в дальнейшем она будет изменена в сторону увеличения. Также в ассоциации, представляющей интересы 230 авиакомпаний, сообщили о создании в канадском Монреале кризисного центра, который будет отслеживать ситуацию и координировать усилия авиаперевозчиков.

По мнению экспертов, вызванный вулканом кризис может серьезно ударить по еще неокрепшей экономике Европы. Не вполне оправившись от недавнего экономического кризиса, Евросоюз теперь столкнулся с транспортным коллапсом и его долговременными последствиями. Даже если извержение в Исландии полность прекратится в ближайшие дни, авиаперевозчики долго будут страдать от т.н. "синдрома 11 сентября". Как и после атаки террористов на Нью-Йорк, запуганные пассажиры еще длительное время будут избегать воздушного транспорта.

Впрочем, нет худа без добра. Убытки авиакомпаний обернулись бумом для железнодорожного транспорта. Так, компания Eurotunnel (оператор тоннеля под Ла-Маншем) сообщила о резком росте заявок на билеты и планирует увеличить количество рейсов, чтобы справиться с растущим спросом. Аналогичная ситуация и у российской РЖД, которая тоже увеличает объем перевозок в Европу. В международных кассах компании введены дополнительные смены билетных кассиров, а в Московском и Санкт-Петербургском железнодорожных агентствах созданы оперативные штабы, которые будут отслеживать ситуацию.

По последним данным, железнодорожные билеты в Европу уже раскуплены на несколько дней вперед. Похожая ситуация складывается и на обратном направлении. Компания назначает дополнительные вагоны, но это пока мало помогает.

Читайте также

Выбор читателей