Российские управдомы делят новостройки

В борьбе за кошельки управдомы зачастую обманывают собственников квартир, предлагая им в обмен на лояльность условия и тарифы, не имеющие никакого отношения к рынку ЖКХ. Главный приз - несколько миллионов рублей дохода в год с дома




Не секрет, что ЖКХ в нашей стране никогда не было подарком. В Европе эксплуатация зданий - цивилизованный и выгодный бизнес. В России же это одна из самых запущенных отраслей. А с начала реформы ЖКХ в 2005 г. путаницы только прибавилось, потому что сплошь и рядом происходят столкновения старых и вновь написанных законодательных актов, которые никак между собой не стыкуются.

Хаос в отрасли на самых верхах, отсутствие внятных регламентов, регулирующих правила игры в жилищно-коммунальной сфере, отражается на эксплуатации конкретных домов, в которых живут самые обычные люди. Они зачастую становятся заложниками конкурентных войн, в настоящее время активно ведущихся на поле ЖКХ.

То обстоятельство, что отрасль в целом приходится признать нерентабельной, не мешает некоторым "бизнесменам" пытаться заработать в ней быстрые деньги, чтобы впоследствии исчезнуть с ними. Для этого нужно всего ничего - пробелы в законодательстве и человеческая наивность.

Так, в настоящее время новостройки превращаются в настоящее поле битвы управляющих компаний, ведь главный приз - сборы коммунальных платежей со 100%-й оплатой для жильцов, а это несколько миллионов рублей дохода в год с дома. В борьбе за кошельки управдомы зачастую дезориентируют собственников квартир, предлагая им в обмен на лояльность условия и тарифы, не имеющие никакого отношения к рынку ЖКХ.

В большинстве случаев переход строящегося дома на жилищно-коммунальное обслуживание происходит по следующей схеме. Нанять управляющую компанию по обслуживанию и ремонту дома может товарищество собственников жилья, однако до сдачи дома в эксплуатацию собственников квартир у него нет, а обслуживать дом уже нужно. Поэтому застройщик сам создает ТСЖ, которое и заключает договор с управляющей компанией.

Она все время достроя дома занимается не только своей непосредственной работой (подача воды и тепла, уборка дворов и прочее), но и ликвидацией строительных недоделок. В это время по договоренности с застройщиком в доме уже идет заселение людей, решивших не дожидаться окончания ремонта, или тех, которым просто негде жить. При этом все понимают, что ожидать от свежей новостройки комфорта и отлаженного быта не приходится.

По мнению строительных экспертов, обслуживание дома переходит в нормальное русло только спустя пять лет после окончания заселения. Только тогда все процессы оптимизируются, и дом начинает жить предсказуемой жизнью. Всю же первую пятилетку жители вынуждены терпеть различные неудобства. Разумеется, регулярно сталкиваясь с неизбежными в новостройке недоделками и авариями, жители начинают испытывать недовольство в адрес управляющей компании.

Этим недовольством умело манипулируют в своих целях конкурирующие управляющие компании, которые хотят нагреть руки на конфликте. Компания-конкурент пытается перетянуть жителей на свою сторону. Для этого используется, как правило, две типовые приманки - обещание улучшить качество обслуживания и низкие тарифы на ЖКХ.

Что касается первой приманки, то расчет делается на то, что самый сложный этап в жизни новостройки, связанный с устранением строительных недоделок, запуском лифтов, доводкой электросетей и прочим, уже миновал. Можно прийти практически на все готовое и, не пачкая особо руки, забрать под себя более-менее отлаженный бизнес.

Вторая приманка, дешевые тарифы на ЖКХ, - это бесплатный сыр в мышеловке. К подобным обещаниям прибегают как одноразовые жулики, так и вполне почтенные управдомы с репутацией. Последние в настоящее время остро нуждаются в расширении клиентской базы, чтобы поправить свое пошатнувшееся материальное положение.

Так, некоторые управдомы, зайдя в микрорайон при помощи демпинговой политики, собирают несколько месяцев деньги с жильцов, а потом исчезают с ними в неизвестном направлении. Такое положение дел зафиксировано не единожды.

В других случаях новый управдом, чтобы при помощи жильцов скинуть с новостройки своего конкурента, действительно предложит низкие тарифы. Однако это будет в убыток данной компании. Вполне вероятно, что она сознательно пойдет на подобные убытки, чтобы, получив в управление масштабный объект, отчитаться перед поставщиками коммунальных услуг (которым она должна денег), что появился новый источник дохода. Затем, продержав дом на заниженных тарифах несколько месяцев (сколько хватит терпения у кредиторов), компания начнет поднимать цены, чтобы компенсировать свои убытки.

Главное, что могут сделать для себя жильцы в сложившейся ситуации, - это тщательно выбирать будущую управляющую компанию. И не по голословным обещаниям, а по реальным делам.

Выбор читателей