Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
"Конечно, мы понимали, что трудный год не может закончиться весело, но все же ожидали улучшения к декабрю", – признается менеджер одной из сетей. "Рухнувшие надежды" – такова наиболее точная характеристика сегодняшнего состояния ритейла. Не оправдались, прежде всего, ожидания скорого окончания кризиса: судя по всему, правы были те аналитики, которые предрекали российской экономике два – три тяжелых года. Простые граждане как раз сейчас начали это понимать: по данным "Левада-центра", 20% россиян считают 2009 г. более тяжелым, чем 1998-й.
Удивительно ли, что в этих условиях покупатель стал скуп и осторожен? Изменение потребительских предпочтений заметили все без исключения ритейлеры. Теперь на покупку продуктов граждане тратят больше времени, хотя средний чек при этом уменьшился на 10% – 15%. Это значит, что покупатели стали более придирчиво сравнивать аналогичные товары, а также сократили покупку так называемых товаров импульсивного спроса – приятных мелочей вроде жевательных конфет, лежащих возле касс. Экономия касается и предновогодних покупок – на новогодний стол покупатель готов потратить столько же, сколько прежде тратил в будни. Исключение составляют шоколадные конфеты и шампанское – в этом году их продажи идут активнее прошлогодних. Правда, сметают с прилавков, в основном, экономсегмент, ритейлеры даже опасаются дефицита дешевого шампанского.
Покупатели бытовой техники перешли на дешевые гаджеты. Прежде перед Новым годом традиционно раскупались плазменные панели, ноутбуки и навороченные мобильники. Теперь в подарок предпочитают купить гарнитуру к сотовому телефону или мышку для ноутбука. Предыдущие годы ажиотаж поддерживался потребительскими кредитами, которые сегодня неохотно даются банками и неохотно берутся покупателями – кто сейчас уверен в завтрашнем заработке? В прошлом году, к тому же, дорогостоящую бытовую технику покупали в преддверии роста курса доллара. Сейчас рубль укрепляется, зарплаты не растут, а "потребительские понты", как выразился один из аналитиков, стремительно сходят на нет.
Пока у ритейлеров осталась последняя надежда: в этом году предновогодний рост продаж начался позже обычного, так как многие работодатели перенесли выплату зарплат на последние дни месяца. Однако уже ясно, что кардинально картина не изменится: российские покупатели больше не шопоголики. Результатом станет волна банкротств тех ритейлеров, которые либо активно кредитовались в период экспансии, либо зависят от платежеспособности среднего класса. Сами игроки рынка предрекают, что о первых жертвах станет известно уже в январе – феврале.
Положение усугубляет недавно принятый закон о торговле: писавшийся в период бурного роста экономики, сегодня он фактически останавливает рост сетей и делает неинтересным инвестиции в них – кому нужен стагнирующий актив? В результате российская торговля может вернуться к состоянию 1990-х гг.: ларьки и рынки вместо супермаркетов и гипермаркетов. И не факт, что товары при этом станут дешевле.
На Западе полагают, что город скоро отойдет под контроль России
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти