КНДР пробует взять администрацию Обамы на "слабо"

Расхожее объяснение "во всем виноват Пхеньян" не в полной мере описывает суть происходящего на Корейском полуострове. Северокорейское руководство давно известно способностью играть на обострение, но на этот раз ответственность за нагнетание обстановки лежит не только на нем




Обострение ситуации на Корейском полуострове еще больше осложнило и без того непростой расклад в этом регионе. Но расхожее объяснение "во всем виноват Пхеньян" не в полной мере описывает суть происходящего. Разумеется, северокорейский режим обладает целым рядом, мягко говоря, специфических особенностей, и Южная Корея и Япония имеют все основания опасаться угроз непредсказуемого соседа.

Ситуацию усугубляет тот факт, что нынешний скандал, спровоцированный военными приготовлениями КНДР и планами Пхеньяна вывести на орбиту спутник, разгорается на фоне военных маневров, проводимых в регионе американскими и южнокорейскими военными. Еще в феврале американские военные пообещали сбить любую ракету КНДР, если на то будет получена команда Барака Обамы. Затем аналогичное заявление сделал министр обороны Японии Ясукадзу Хамата.

Ответ Пхеньяна был вполне предсказуем: обещание начать боевые действия против США, Японии и Южной Кореи в случае уничтожения или попытки перехвата северокорейского спутника. Столь же ожидаемой оказалась и реакция КНДР на начало военных учений сухопутных и Военно-морских сил Южной Кореи и США "с целью проверки их готовности к отражению вторжения со стороны КНДР": объявление полной боевой готовности собственных Вооруженных сил и прерывание прямых линий связи с Южной Кореей.

Понятно, что Пхеньяну не нравится дружба США и Сеула, что руководство КНДР беспокоит, что в учениях задействованы атомный авианосец и другие суда американских ВМС, а также более 50 тысяч военнослужащих, что намного превышает натовский контингент, умиротворяющий сегодня Афганистан. С другой стороны, северокорейское руководство давно известно способностью играть на обострение, однако на этот раз ответственность за нагнетание обстановки лежит не только на КНДР.

Ровно два года назад, в феврале 2007 г., в ходе работы Шестисторонней комиссии было, наконец, достигнуто соглашение об остановке и опечатывании северокорейского ядерного реактора в Йонбене в обмен на экономическую и энергетическую помощь. Летом того же года, после ряда недоразумений, связанных с разблокированием счетов КНДР в банке Delta Asia в Макао, ранее замороженных по требованию США, Пхеньян приступил к реализации своих обязательств. В ответ президент Буш пообещал отменить часть торговых санкций в отношении Северной Кореи и в течение 45 дней исключить КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм.

Налаживались и отношения между Пхеньяном и Сеулом. Но к лету 2008 г. снова начались проблемы. В июне представитель северокорейского МИД сообщил, что США и Япония не выполняют оговоренных соглашением обязательств. По его словам, от США было получено только 36% запланированной помощи, а Япония вообще отказалась от участия в программе из-за отсутствия прогресса в решении проблемы японских подданных, похищенных спецслужбами КНДР в прошлом веке. Кроме того, США так и не исключили КНДР из списка стран-пособников терроризма.

Недовольство Пхеньяна достаточно быстро нашло выход в действии: демонтаж реактора в Йонбене был приостановлен, наблюдателей МАГАТЭ выдворили из страны. В октябре 2008 г., после серии двусторонних переговоров, США, несмотря на протесты Японии, все же вычеркнули из КНДР из "оси зла", а Пхеньян снова опечатал реактор и вернул в страну международных наблюдателей. То есть казалось бы, инцидент исчерпан.

Но к этому времени окончательно испортились отношения между Пхеньяном и Сеулом. Некоторые наблюдатели связывают эти изменения с фигурой нового президента Южной Кореи Ли Мен Бака, избранного в феврале 2008 года. Новый лидер был явно недоволен стремлением КНДР начать прямой диалог с США, оттеснив Сеул на второй план. В свою очередь, Пхеньян не скрывал раздражения в связи с "психологической войной" и "клеветнической кампанией", которую Южная Корея вела в отношении КНДР.

Среди прочего южному соседу вменялись спекуляции по поводу здоровья Ким Чен Ира, распространение листовок с обещаниями "скорого краха северокорейского режима", вброс информации о подготовке КНДР к ядерным испытаниям. К началу октября весь мир уже знал о каком-то подозрительном движении на северокорейских полигонах, будущих ракетных пусках и подготовке к испытанию ядерных ракет. Эта информация появлялась во всех мировых СМИ со ссылками на разведку США и Южной Кореи. Судить о том, насколько эти данные соответствовали действительности, не представляется возможным, особенно после истории с поисками ОМУ в Ираке.

В ответ на эти "происки" руководство Северной Кореи – в полном соответствии с традициями – разразилось серией агрессивных заявлений. Их суть сводилась к трем главным тезисам: "мы разрабатываем ракеты, чтобы защититься от угрозы со стороны США", "если Сеул не прекратит политику конфронтации, мы превратим Южную Корею в руины" и "никаких переговоров с Японией, не выполняющей своих обязательств относительно поставок топлива". Эта информационная атака была воспринята в мире как подтверждение агрессивных планов КНДР.

Следующий скандал возник при подготовке к декабрьским переговорам "шестерки". США и Япония хотели добиться от Пхеньяна подписи под документом, фиксирующим порядок и содержание процедуры проверки северокорейского "ядерного досье". А руководство КНДР требовало обсудить вопросы, касающиеся выведения из строя ее ядерных объектов и выполнения обязательств "шестерки" по предоставлению Пхеньяну компенсации, в том числе 950 тыс. т мазута. Результатом этих разногласий стал фактический срыв переговоров и решение США приостановить оказания КНДР энергетической помощи.

В январе и феврале этого года агрессивность риторики только нарастала. Попытка нового госсекретаря США Хиллари Клинтон наладить двусторонний контакт не принесла успеха. Не исключено, что из-за того, что ею был выбран неверный тон. В конфиденциальном послании руководству КНДР содержался призыв разрешить международную проверку ядерных объектов и программ с целью их ликвидации. Пхеньян ответил в меру агрессивно, но непреклонно: потребовал прямого диалога с новой администрацией США и следования правилу "действие в обмен на действие", то есть если КНДР демонтирует ядерные объекты, то партнеры по шестисторонним переговорам оказывают энергетическую помощь. А если речь идет о безъядерном статусе полуострова, то это должно касаться не только КНДР, но и Южной Кореи и прилегающих районов.

Требования, с одной стороны, разумные. Ведь если Япония и сами США боятся двух северокорейских ракет и одного реактора, то почему бы маленькой Северной Корее не опасаться угроз со стороны США с их авианосцами и тысячными контингентами. А с другой стороны, невыполнимые, поскольку ограничивают действия американских войск в регионе, причем не только в южной части полуострова, но и в соседней Японии. Но руководство Северной Кореи всегда действовало по принципу Мао: "Будьте реалистами – требуйте невозможного".

Сегодня только ленивый не говорит об ослаблении влияния США в мире, и, похоже, руководство КНДР решило попробовать взять администрацию Обамы на "слабо". Понятно ведь, что, хотя Северная Корея и является для США раздражителем, мешающим их полному доминирования в регионе, война на Корейском полуострове вряд ли входит в планы Вашингтона, а также Сеула, Токио и Пекина. Следовательно, эти государства будут давить друг на друга, с тем чтобы как-то договориться с Пхеньяном, и не исключено, что на этой почве Обаме удастся упрочить свои позиции в регионе и даже получить какие-то преимущества при выстраивании отношений с Китаем.

Выбор читателей