Россияне не успевают за сменой ценников

Даже в общемировом кризисе Россия умудряется демонстрировать свою "особенную стать". Если на Западе падение спроса вызвало закономерное снижение розничных цен, у нас они, наоборот, растут без всяких объективных на то причин




Россияне готовятся к тяжелым временам. Общий индекс потребительской уверенности граждан, по данным Росстата, значительно снизился с наступлением кризиса. Если к концу III квартала 2008 г. он составлял +1%, то в IV квартале упал до –20%. Более половины респондентов (55%) заявили об ухудшении экономического положения в стране. Дальнейшего ухудшения ожидают 35% респондентов (в 2007 г. таких было 23%). При этом в личном материальном положении граждан негативные изменения пока не столь заметны, хотя снижения уровня жизни ожидают примерно 25% населения.

"На поведение потребителя влияет не только личный доход, но и субъективные представления о том, как будет меняться цена товаров, как будет складываться ситуация с безработицей и т.д.", - поясняет заместитель начальника управления статистики уровня жизни и обследования домашних хозяйств Росстата Ольга Муханова. Примечательно, что больше всего негативных оценок и прогнозов прозвучало со стороны людей в возрасте до 30 лет, хотя в IV квартале 2007 г. именно эта аудитория была самой оптимистичной. Впрочем, по словам эксперта, в целом говорить о потребительской неуверенности россиян все же рановато.

Однако заведующий кафедрой общей социологии ГУ ВШЭ Никита Покровский считает, что россиянам пережить сложившиеся обстоятельства будет сложнее, чем американцам. Там общество уже вступило в эпоху постпотребления, и потому ситуация воспринимается спокойнее. Россия же подошла к кризису на пике потребительского бума, порожденного экономикой, сидящей на "нефтяной игле". Поэтому то, что происходит в стране сейчас, можно охарактеризовать соответствующим термином "ломка".

По мнению Покровского, возврата к прошлому уже не будет. Наступает время разумных ограничений: "Стратегия современного потребителя – продуманный, взвешенный выбор, а не спонтанная покупка, продиктованная вопросами престижа". Сложится новая матрица потребления, ориентированная на секонд-хенд, – не с точки зрения покупки подержанных товаров, а с точки зрения более рационального подхода к вещам, переработки отходов и т.д. Предпочтение будет отдаваться домашней еде вместо общепита, деятельному сельскому туризму вместо ленивого пляжного отдыха.

Что касается ближайшей перспективы, эксперты прогнозируют изменения в потребительской корзине, которые будут выражаться в снижении качества закупаемых продуктов, но не количества. В результате экономических потрясений больше всего пострадает среднеценовой сегмент. Доля дорогие товаров, скорее всего, останется неизменной (их приверженцы вряд ли откажутся от своих привычек). А вот количество дешевой продукции увеличится. Уже сейчас представители розничных сетей отмечают переход покупателей на отечественные продукты, а также увеличение среднего чека в магазинах эконом-сегмента и его уменьшение в более дорогих супермаркетах. Оборот розничной торговли в ноябре прошлого года снизился впервые за последние десять лет, составив 13% против 16,1% годом ранее.

Заметно сузится ассортимент: вместо десятка брендов в одной товарной категории останется порядка трех - пяти. Держать слишком широкую продуктовую линейку в условиях кризиса экономически не выгодно как для сетей, так и для производителей. Последние, по мнению исполнительного директора ассоциации компаний розничной торговли Ильи Белоновского, сосредоточатся на своих хитовых позициях. "Сейчас не до экспериментов", – констатирует он.

Вместе с тем не исключено, что люди охотно продолжат тратить деньги на непродовольственные товары, в частности, бытовую технику. По крайней мере, именно этим, по данным Росстата, они активно занимались в декабре. Как отмечает президент Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Александр Онищук, подобное поведение можно объяснить наличием у населения свободных средств, которые ранее хранились в ПИФах или копились на более серьезные покупки, такие как квартира или машина.

Даже в общемировом кризисе Россия умудряется продемонстрировать свою загадочную душу. Если в тех же США падение спроса вызвало закономерное снижение розничных цен, у нас они, наоборот, растут. И, по мнению экспертов, будут расти и впредь. Причем, хотя смена ценников в магазинах происходит едва ли не каждый день, многие до сих пор распродают остатки предновогодних запасов. Когда все закрома будут исчерпаны, инфляция станет куда более ощутимой. И если подорожание импортных продуктов еще можно объяснить поведением валютных курсов, то никаких видимых причин для сопоставимого роста цен на их отечественные аналоги нет. "Сегодня торговые сети завалены требованиями поставщиков о повышении цен на продукцию, – сетует Илья Белоновский. – При этом нельзя понять, почему повышение цен на российские продукты почти такое же, как на импортные". Как правило, выставляемые требования предполагают увеличение цен от 5% до 15%, а то и 25%.

Выбор читателей