"Японки" невозможно купить уже сейчас

Таможня затягивает процедуру оформления импортных машин, рассчитывая дождаться повышения пошлин, утверждают автодилеры. А Госдума предлагает ужесточить требования к безопасности подержанных автомобилей




Подержанные иностранные автомобили стали причиной очередного скандала на Дальнем Востоке. Сотрудники таможенного поста "Морской порт Владивосток", по словам автодилеров, умышленно задерживают процедуру оформления иномарок, чтобы дотянуть до 11 января, когда вступит в силу закон о повышении таможенных пошлин на автомобили.

Если до известия о подписании премьер-министром Владимиром Путиным постановления об изменении ввозных пошлин документы у декларантов во Владивостоке, Находке, Славянке принимали сразу несколько инспекторов, то теперь в оборот пускают только те декларации, на которых стоит личная подпись начальника поста. Это во много раз замедляет процесс оформления. В таможенном управлении заявляют, что нововведение принято для того, чтобы исключить коррупцию среди инспекторов, исключить соблазн за вознаграждение "ускорить процесс оформления".

Если учитывать, что с 1 января до 11 января таможня, скорее всего, будет закрыта, тысячи автовладельцев не успеют ввезти иномарки по старым тарифам. "Не важно, сколько иномарка находится на территории России - пошлина на ввоз начисляется после подачи документов на оформление, и те, кто не успеет оформиться до критической даты, попадают под действие повышенных тарифов", - говорит председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь. По его оценкам, сейчас оформляется только 30% от прежнего количества машин.

Отстаивать свои права законным путем автодилеры не имеют физической возможности. Каких-либо официальных писем и приказов работать по новой схеме таможенникам не поступало. Следовательно, покупателям автомобилей обжаловать нечего. Для решения проблемы заинтересованные лица были вынуждены прибегнуть к традиционному для России методу - обратиться напрямую к властям, а именно - к губернатору края Сергею Дарькину. Глава региона уже заявил о том, что "оформление автомобилей до 11 января 2009 года будет проходить по старой схеме. Это первое, чего нам удалось достигнуть совместными усилиями".

Вместе с тем протесты против повышения пошлин следуют и с другого берега Японского моря. Накануне правительство Страны восходящего солнца обратилось к российским властям с просьбой отменить соответствующее постановление. В свою очередь, защитники отечественного автопрома не намерены сдаваться. В Государственную думу внесен законопроект, который вынудит владельцев подержанных иномарок предъявлять на границе сертификат соответствия их машин "российским техническим требованиям безопасности".

Авторы законопроекта - депутаты от "Единой России" Олег Морозов и Николай Гончар - полагают, что на российских дорогах случается много аварий именно из-за того, что наши соотечественники пригоняют в страну большое число подержанных иномарок. Существующие меры технического регулирования определяют требования только к новым импортным автомобилям. Однако на ввозимую автотехнику, бывшую в эксплуатации, эти требования не распространяются. Единственное условие - она должна соответствовать экологическому стандарту "Евро-3". Ежегодно таких "непроверенных" автомобилей в Россию ввозится около 400 тысяч. Предлагаемый законопроект призван положить этому конец.

Эксперты отмечают, что эта норма может нанести значительный урон рядовым покупателям. "Без этого паспорта машину в ГАИ не зарегистрируют. Соответственно, дальше можно будет сделать только одно - поставить во дворе и хранить в ней картошку", - дает неутешительный прогноз президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Также, по его словам, "норма явно поспособствует усилению коррупции и станет хорошим поводом для взяток".

Примечательно, что упомянутые в законопроекте "национальные требования безопасности" пока находятся в разработке. "Власть не случайно затягивает с принятием критериев для оценки безопасности автомобилей. Она прекрасно понимает, что по ним нужно будет оценивать все автомобили - как импортные, так и отечественные. А об этом просто страшно даже думать, ибо наш автопром тогда придется закрыть", - считает Виктор Травин.

Выбор читателей