Тюремное население РФ достигло критической отметки

За последние 16 лет в России были осуждены свыше 15 миллионов человек, то есть практически каждый десятый россиянин, из них лишены свободы свыше пяти миллионов. Это отражается не только на социальной структуре общества, но и на демографии




В каждой шутке, как известно, лишь доля шутки, а все остальное - правда. Вот и авторы прошлогодней утки о появлении в Интернете социальной сети "Сокамерники.ру" на самом деле как в воду глядели: такой ресурс, похоже, был бы в нашей стране весьма популярен. Дело в том, что так называемое тюремное население России подошло уже к критической черте: как пишет "Российская газета", за последние 16 лет - с 1992-го по 2007 г. - в стране были осуждены свыше 15 миллионов человек, то есть практически каждый десятый из 140 миллионов россиян, из них лишены свободы свыше пяти миллионов. А с учетом освобожденных из мест заключения в советские годы лиц, получивших тюремное "воспитание", насчитывается около восьми миллионов человек.

По мнению первого заместителя председателя Верховного суда в отставке, руководителя центра Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Владимира Радченко, слова которого приводит газета, последствия этих цифр сказываются не только на социальной структуре общества, но и на демографии и даже на обороноспособности страны. Очевидно, что избыточное "тюремное население", мягко говоря, не стимулирует рождаемость, а судимость сама по себе сужает круг лиц, подлежащих призыву на воинскую службу.

Радченко отмечает, что даже в неустроенные и дефицитные годы, которые предшествовали рождению современной России - с 1987-го по 1991 г., - были осуждены 2,5 миллиона человек. Получается, что среднегодовая судимость была тогда почти в два раза меньше, чем сейчас. По мнению бывшего судьи, виной тому является, в частности, ошибочное представление о том, что стратегия борьбы с преступностью требует ужесточения законодательства и усиления карательной практики судов.

"Число осужденных зависит не столько от объективного состояния правопорядка, сколько от законов и практики их применения, - отмечает Радченко. - Наш собственный исторический опыт свидетельствует о том, что чрезмерное ужесточение уголовного законодательства и усиление карательной практики правосудия дают обратные результаты". Поэтому в нашей стране необходима, наоборот, гуманизация уголовного законодательства и практики его применения, которую нельзя расценивать просто как проявление либерализма, считает эск-зампред Верховного суда.

К примеру, Радченко предлагает существенно снизить нижние пороги санкций за преступления, не связанные с посягательством на жизнь человека, до размеров принятых, например, в УК РСФСР 1926 года. Такой подход позволил бы судам проявлять более дифференцированный подход к лицам, втянутым в совершение преступлений в силу стечения обстоятельств, а также к тем участникам групповых преступлений, кто встал на путь сотрудничества со следствием в изобличении соучастников, считает экс-служитель Фемиды. Кроме того, по его мнению, следует усовершенствовать порядок условно-досрочного освобождения, определив в законе четкие условия, при которых осужденный может выйти на волю, снизить элемент "усмотрения" администрации мест заключения и судей, что позволило бы снизить элемент коррупциемкости этого института, а также внести в закон изменения, которые позволили бы прокуратуре, следователям, дознанию более широко применять к гражданам, впервые совершившим преступления небольшой и средней тяжести, меры досудебного воздействия без предания их суду. Все это, по мнению Радченко, является "необходимостью для постепенного оздоровления социальной обстановки в стране".

Выбор читателей