Крупнейшему в мире автопроизводителю грозит банкротство

Акции General Motors стремительно обесцениваются, продажи падают. Специалисты инвестиционного рынка предрекают автогиганту скорый финансовый крах. Капитализация компании равна капитализации "АвтоВАЗа"




Компании General Motors, первой из тройки американских автогигантов, грозит банкротство - таков приговор консалтинговой инвестиционной компании Merrill Lynch.

На сегодняшний день акции GM сложно считать выгодным капиталовложением - их финансовые показатели являются худшими за последние 36 лет. За первый квартал текущего года компания потеряла $3,3 млрд, что является колоссальным отрывом "в минус" от показателей за тот же период прошлого года - тогда убытки General Motors составили $400 миллионов. Выручка же за 12 месяцев сократилась на $700 миллионов.

Кроме того, согласно рейтингу журнала Fortune 500, американский автогигант возглавляет список компаний, для которых 2007 г. был крайне неудачным по финансовым показателям. Это и не удивительно: годовой убыток GM почти сравнялся с отметкой в $39 миллиардов. На данный момент стоимость одной акции компании составляет менее $10. Специалисты Merrill Lynch дали еще более низкую оценку - $7. За текущий год акции GM потеряли в цене почти 60%, вернувшись на уровень 1955 г., а капитализация компании снизилась с $21,5 млрд до $5,65 миллиарда. Показатель совершенно фантастический для лидера мирового автопрома, ведь примерно теми же цифрами может похвастаться куда менее известный в США и Европе "АвтоВАЗ": капитализация российского производителя близка к отметке в $5 миллиардов. Следует отметить, что объем продаж "Жигулей" составляет около 1 млн автомобилей в год, в то время как GM официально заявляет о ежегодных продажах 9,4 млн автомобилей таких марок как Buick, Cadillac, Chevrolet, GM Daewoo, GMC, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall.

По мнению аналитиков, столь шаткое положение GM объясняется в первую очередь ростом цен на бензин, заставляющим американцев пересаживаться с многолитровых внедорожников и пикапов на более компактные и экономичные авто, а также жесточайшей конкуренцией со стороны азиатских производителей. Которые, заметим, также несут убытки: продажи компании Toyota, одного из крупнейших игроков на американском авторынке, за год упали на 21,4%.

Специалисты GM отчаянно пытаются исправить ситуацию. В частности, было заключено новое соглашение с профсоюзами, согласно которому компания имеет право сокращать пенсии рабочих, уменьшать выплаты по возмещению вреда, причиненного здоровью, устанавливать новым рабочим заработную плату ниже существовавшего ранее уровня. Кроме этого, в июне было принято решение закрыть четыре завода (в США, Канаде и Мексике) по производству внедорожников - это позволит GM ежегодно экономить $1 миллиард. Также активно ведутся разговоры о возможной (и скорой) продаже марки Hummer. Правда, по мнению аналитиков инвестиционного рынка, это запоздалое решение: сомнительно, что продажа Hummer принесет весомую прибыль, скорее всего, это будет убыточной сделкой, по аналогии с продажей компанией Ford своих брендов - Jaguar и Land Rover - индусам из Tata.

Аналитики уверены: GM грозит банкротство. По их мнению, спад продаж на 18,2% в 2008 г. оказался катастрофическим для компании и будет лишь продолжаться в дальнейшем. Несмотря на то что в прошлом году руководство GM, напротив, радостно рапортовало о трехпроцентном росте продаж.

Выбор читателей