Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: clarkefoundation.org |
На счету Кларка, в 1999 г. произведенного Елизаветой II в рыцари за заслуги перед литературой, более сотни переведенных на многие языки книг о космосе, техническом прогрессе и будущем. Начав в 1930-е гг. с написания бюллетеней для Британского межпланетного общества (BIS), занимавшегося пропагандой идеи космических полетов, Кларк постепенно открыл в себе литературный талант и дар предвидения. На это потребовалось десять лет, в течение которых он прошел войну в составе Королевских ВВС, дважды возглавлял BIS и опубликовал сенсационную статью "Ретрансляторы вне Земли", выдвинув в ней идею использования геостационарных спутников.
Четверть века спустя проект Кларка был претворен в жизнь, обеспечив создание практически всех глобальных систем коммуникации, в том числе Интернета. Международный астрономический союз официально присвоил геостационарной орбите наименование "Орбита Кларка". Эта идея принесла фантасту множество наград: международную премию им. Маркони в 1982 г., золотую медаль Института Франклина, премию Линдберга и другие. В 1954 г. Кларк предложил руководителю отдела научных исследований метеорологического бюро США доктору Гарри Векслеру применять спутники для составления долговременного прогноза погоды. Так зародилось новое направление – космическая метеорология, эффективнее которой до сих пор ничего не придумано.
Одной из любимых футуристических идей Кларка было использование космического лифта – специального подъемника, доставляющего грузы на орбитальные станции. Это устройство, описанное в романе "Фонтаны рая", было взято за основу при разработке опытного образца, который прошел испытания в 2004 году. Правда, вне страниц книги лифт способен подниматься только на высоту 90 м, но его создатели верят, что мысль Кларка рано или поздно будет реализована в полной мере.
Первый литературный опыт Артура Кларка датируется 1946 годом – это фантастическая повесть "Спасательная команда". В 1950-е гг. он опубликовал целый ряд сборников рассказов и повестей. Не менее продуктивным было и его творчество в жанре романа: в 1951 г. вышли "Пески Марса" и "Прелюдия к космосу", затем выходило в среднем по книге в год, и это не считая прочих произведений. В 2005 г. Кларк написал "Последнюю теорему", ставшую его последней книгой-романом. Из научно-фантастических работ автора наибольшей известностью в мире пользуются "Конец детства" (1953), "Город и звезды" (1956), "Свидание с Рамой" (1973) и "Фонтаны Рая" (1979).
Мировая критика давно окрестила Артура Чарлза Кларка "фантастом номер один". Собранный им урожай литературных премий впечатляет: несколько Hugo Award, несколько Nebula Award, Мемориальный приз Дж.У. Кемпбелла, Международная фантастическая премия и масса других наград. Существует у Кларка и собственная премия – Arthur C. Clarke Award, которая вручается с 1986 г. за лучший научно-фантастический роман, опубликованный в Великобритании.
В 1964 г. Кларк писал для Стэнли Кубрика сценарий фильма "2001: Космическая Одиссея". Спустя четыре года картина получила "Оскар", а писатель использовал сценарные наработки для одноименной книги, которая потом стала частью тетралогии "Одиссея".
В 1980-е гг. писатель активно работал на телевидении. В этот период на экранах многих стран мира появились 13-серийные телесериалы "Таинственный мир Артура Кларка" и "Мир странных явлений Артура Кларка". Фантаст также подготовил цикл передач о космосе в рамках сериала "Университеты Уолтера Кронкайта". Вместе с Уолтером Кронкайтом и Уильямом Ширра он вел телепрограммы об экспедициях на Луну космических кораблей "Аполлон-11", "Аполлон-12" и "Аполлон-15".
Многим поклонникам научной фантастики хорошо известны Три закона Кларка, сформулированные в книге "Профили Будущего". Первый гласит: "Если заслуженный, но пожилой (в физике, математике и астронавтике – старше 30 лет, в других науках – старше 40 лет) ученый заявляет, что нечто возможно, – он, конечно же, прав. Когда же он заявляет, что это невозможно, – он, вероятнее всего, ошибается". Второй закон Кларка звучит так: "Единственный путь обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться сделать один шаг в невозможное", а третий: "Любая перспективная техника неотделима от волшебства".
После публикации "Профилей будущего" Артур Кларк объяснил, почему сформулировал именно три закона. По его словам, он "решил остановиться на этой цифре, так как трех законов было достаточно для обоих Исааков – Ньютона и Азимова". Тем не менее в своих последующих произведениях фантаст продолжал "издавать" новые законы и к "Файлу Одиссеи" дошел до 69-го: "Чтение руководство пользователя без наличия компьютера – это то же самое, что чтение инструкций по сексу без сексуального контакта".
В последние годы Артур Кларк тяжело болел (по некоторым данным, рассеянным склерозом) и вынужден был перейти от индивидуального творчества к сотрудничеству с другими писателями. Правда, книги, созданные им в соавторстве, не идут, по мнению критиков и читателей, ни в какое сравнение с его собственными произведениями.
## AP ©
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности