Северная Корея освободила российское судно

Грузовой теплоход "Лидия Демеш", задержанный властями КНДР за нарушение границы, возвращается во Владивосток. Ожидается, что судно прибудет в родной порт 28 февраля во второй половине дня




Наконец-то разрешился конфликт между северокорейскими властями и экипажем российского судна "Лидия Демеш", которое было задержано морскими пограничниками КНДР за нарушение государственной границы в минувшую субботу.

Дежурный капитан владивостокского спасательно-координационного центра Владимир Ерошкин сообщил журналистам, что грузовой теплоход благополучно покинул порт Кимчхен, где находился все то время, пока длилось разбирательство. "В 09:40 по владивостокскому времени (02:40 мск) судно вышло из северокорейского порта. С экипажем устойчивая связь, все 25 членов экипажа живы и здоровы, судно вернется в родной порт к вечеру в четверг", – сказал журналистам Ерошкин.

На борту "Лидии Демеш" до самого ее освобождения из-под ареста находился прибывший для урегулирования проблемы российский генконсул в Чхонджине Евгений Валькович. Дипломат поддерживал соотечественников и вел переговоры с местными пограничными властями. Ему удалось достичь соглашения о том, что россиян освободят вечером во вторник, однако исполнение этого решения по неизвестным причинам было отсрочено.

Напомним, что грузовой теплоход Камчатского морского пароходства, груженный партией автомобилей, следовал из японского порта Хамата во Владивосток. Попав в сильный шторм в Японском море, "Лидия Демеш" оказалась в территориальных водах Северной Кореи у мыса Мусудан. Там судно было задержано экипажем патрульного катера местных пограничников, которые отконвоировали его в ближайший порт до выяснения обстоятельств.

Согласно общепринятым международным правилам, заход в территориальные воды какой-либо страны для укрытия от шторма не считается нарушением. В международной лоции указано, что именно район мыса Мусудан удобен для укрытия от штормов, но там находится засекреченный стратегический объект – северокорейский военный полигон.

У России и КНДР уже есть опыт разрешения подобного рода ситуаций. В 2005 г. у того же мыса Мусудан попал в шторм российский теплоход "Терней". Его капитан Петр Кастусев, опираясь на нормы Международной морской конвенции, принял решение в поисках укрытия зайти в территориальные воды КНДР, но там судно было остановлено пограничниками.

После 20 дней разбирательства российские моряки благополучно вернулись на родину. По мнению капитана, инцидент произошел из-за того, что между береговой охраной и пограничными службами была нарушена связь, а отпускать моряков не хотели потому, что "надо было поддержать честь мундира". Никаких серьезных обвинений в адрес российских моряков корейская сторона не выдвинула, так что после снятия ареста "Терней" направился в порт приписки.

Выбор читателей