Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Но хотя большинство членов Совбеза не разделяют мнение Вашингтона и Брюсселя об "уникальности случая Косова" и высказываются за продолжение переговоров между Белградом и Приштиной, ожидать каких-то серьезных изменений в позиции США, Евросоюза и самой Приштины пока не приходится. Несмотря на все возражения Москвы и Белграда, политическая игра, нацеленная на отделение Косова от Сербии, приближается к завершению.
В сложившейся ситуации совершенно не понятно, что можно противопоставить консолидированному напору США, ЕС и косовских националистов. Представители Белграда постоянно говорят о том, что не намерены применять силу, да и большинство экспертов уверены, что процесс создания еще одного балканского государства не будет сопровождаться серьезными вооруженными эксцессами. Во-первых, потому, что после многих лет военных конфликтов и политических унижений сербы уже не способны на сопротивление. Во-вторых, потому, что в крае с конца 1990-х расквартирован контингент ООН и уже вводятся миротворческие силы Евросоюза.
Ни для кого не секрет, что проект создания суверенного государства Косова продвигается США, которые уже обустроили на территории края самую большую в Европе базу НАТО. Эту затею активно и поддерживает ЕС, на долю которого выпали непростые переговоры с руководством Сербии. Первоначальный сценарий подразумевал, что Белград согласится с отделением Косова в обмен на возобновление процесса сближения Сербии с Евросоюзом. Роль проводника этой политики в самой Сербии взял на себя президент Борис Тадич, переизбранный на второй срок 3 февраля этого года.
Однако рискованная игра Тадича вокруг болезненной для сербов проблемы привела к тому, что уже через день после переизбрания он столкнулся с открытым сопротивлением части элит. Подписание договора с ЕС было назначено на 7 февраля, а 5 февраля премьер-министр Сербии Воислав Коштуница в жесткой форме раскритиковал планы Тадича и использовал свои полномочия для срыва подписания соглашения. Особую пикантность ситуации придает тот факт, что большинство министров (16 из 23) возглавляемого Коштуницей правительства поддерживают Тадича, а большинство депутатов Скупщины склонны поддержать Коштуницу, но спикер парламента Оливер Дулич является креатурой президента. Такая расстановка сил открывает простор для административных игр, которые продолжались в Белграде всю прошлую неделю.
Сначала Коштуница отказался проводить заседание правительства, на котором планировалось одобрить соглашения с ЕС, что вызвало недовольство большинства министров, попытавшихся оказать давление на премьера. Тот в ответ заявил, что столь серьезный вопрос не может решаться в обход парламента, и потребовал внеочередного созыва заседания Скупщины для выработки оценки соглашения с ЕС. Однако председатель Скупщины Дулич отказался собрать депутатов.
К прошлым выходным ситуация окончательно зашла в тупик, и наблюдатели заговорили о правительственном кризисе, роспуске Скупщины и проведении досрочной парламентской кампании, совместив ее с назначенными на май муниципальными выборами. Интересно, что эти прогнозы очень хорошо вписывались в сценарий "зачистки" высшего руководства страны, подразумевающий выдавливание из парламента и правительства оппонентов действующего президента.
Косвенным подтверждением того, что в окружении Тадича рассматривалась возможность неконституционного передела власти, стали слухи об отставке Коштуницы и передаче его полномочий вице-премьеру Божидару Джеличу, который с удовольствием подпишет соглашение с ЕС. Еще одним "звоночком" стала студенческая демонстрация под лозунгами "Европе нет альтернативы", "Долой Коштуницу!", "Коштуница – это новый Милошевич!". Стилистика этой акции слишком напоминала молодежные выступления 1990-х (тем же осталось и место сбора демонстрантов), а главную роль среди организаторов играли члены молодежного крыла Демократической партии Тадича.
Это выступление началось днем 11 февраля, однако к вечеру стало понятно, что революционного развития ситуации – во всяком случае, в ближайшие дни – не будет. Президент Тадич, премьер Коштуница и председатель парламента Дулич неожиданно достигли консенсуса, договорившись проводить "единую государственную политику" и вместе противостоять "угрозе незаконного провозглашения независимости Косова". Судя по сообщениям некоторых белградских СМИ, это произошло после того, как в резиденции президента побывал посол России Александр Алексеев.
На следующий день Сербия при поддержке России потребовала экстренного созыва СБ ООН. По мнению некоторых экспертов, корректировка позиции Тадича была согласована с его западными партнерами, то есть носит чисто тактический характер. Попросту говоря, президент отступил под давлением элит, заметная часть которых не скрывает своего негативного отношения к проводимой им политике. Министр по вопросам Косова и Метохии Слободан Самарджич заявил, что "у политиков, настаивающих на подписании политического соглашения с ЕС, нет будущего". Министр инфраструктуры Сербии Велимир Илич сравнил намерение ЕС послать свою миссию в Косово и Метохию на следующий день после проведения президентских выборов с поведением "насильника" и предложил "заморозить все взаимоотношения с Брюсселем до тех пор, пока не будет выражено его отношение по проблеме этих территорий".
Еще более жесткую позицию занял лидер Радикальной партии Томислав Николич: он обвинил власть в "распродаже государства" и отказался иметь какие-либо дела с руководством страны. На этом фоне рядовые граждане вообще не стесняются в выражениях. Как заметил один сербский журналист, Тадич отступил, чтобы не повторить судьбы премьера Зорана Джинджича, застреленного в центре Белграда 12 марта 2003 г.: "Джинджич выдавал сербов Гааге, и его убили как предателя, а Тадич пошел еще дальше, он торгует нашей землей и нашими святынями".
Некоторое влияние на настроения европейских политиков оказали и сигналы о росте сепаратистских настроений в других балканских государствах. Так, премьер-министр входящей в состав Боснии и Герцеговины Сербской Республики Милорад Додик заявил, что в случае предоставления независимости Косова, в СР будет проведен референдум о выходе из состава федеративного государства. Забеспокоилось руководство Македонии, 40% населения которой составляют этнические албанцы.
Между тем в начале этой недели в Косово начали прибывать сотрудники гражданско-полицейской миссии Евросоюза (EULEX), которая, как планируется, заменит представителей ООН. Правда, пока не понятно, как образом легализовать эту "рокировочку", ведь СБ ООН, в состав которого входит Россия, никогда не проголосует за такое решение. Судя по всему, западные партнеры Приштины делают ставку на "ползучее" переформатирование управления краем. И это касается не только миссии EULEX, но процедуры признания независимости.
В СМИ стали появляться утечки, свидетельствующие о том, 17 февраля Приштина примет всего лишь декларацию о намерении отделиться от Сербии в ближайшем будущем, а провозглашение независимости и признание суверенного Косова Евросоюзом будет отложен на март. Но столь незначительная заминка не способна изменить общее направление процесса. Пока же создается впечатление, что Приштина и ее западные покровители ведут целенаправленную "игру на нервах", справедливо полагая, что сербам в конце концов надоест вечное напряжение борьбы и они согласятся на спокойную жизнь в Европе без всяких предварительных условий. И тогда можно будет окончательно отделиться и получить международное признание. Опыт 1990-х свидетельствует о том, что европейские государства умеют делать это очень быстро. Например, независимость Боснии и Герцеговины была провозглашена в марте 1992 г., а в апреле того же года новое государство было признано странами ЕС. О том, что случилось потом и сколько лет воевали межу собой боснийские сербы и мусульмане, в Европе предпочитают не вспоминать.
Что касается России, для нее подобное развитие событий станет безусловным дипломатическим поражением. Однако из этого не следует, что Москва в ответ предпримет аналогичные шаги в отношении Абхазии или Южной Осетии. Этого не произойдет просто потому, что позиция России по Косову носит не ситуационный, а принципиальный характер. Москва продолжает настаивать на том, что существующие правила следует исполнять, а если они не соответствуют новым реалиям, это нужно признать и выработать новые, с тем чтобы применять их ко всем, а не к каким-то отдельным, исключительным ситуациям. Однако такой подход не находит понимания на Западе, который предпочитает практику прецедентного права.
На Западе полагают, что город скоро отойдет под контроль России
Тегеран опасается последствий после прихода республиканца к власти