Названы самые знаменитые крысы в истории искусства

Символ наступающего года отличается, как известно, непростым характером. Между тем образ крысы веками привлекал внимание художников и писателей, а в XX веке грызуны шагнули на экраны кинотеатров




Согласно китайскому календарю, символом наступающего года является крыса. К этому животному можно относиться по-разному, но ясно одно: оно обладает сильным и независимым характером и способно преподнести немало сюрпризов, как приятных, так и не очень, пишут "Новые Известия".

Наверное, в том числе и поэтому образ крысы всегда вызывал интерес у художников. Искусствоведы могут перечислить сотни крыс, ставших литературными и кинематографическими персонажами. Зачастую сообразительным грызунам отведена второстепенная роль, но такая, от которой во многом зависит судьба главного героя фильма или литературного произведения.

Реже крысам и мышам доверяют "ведущие партии". Самый знаменитый из таких счастливчиков - это Микки-Маус. Веселый мышонок, который в будущем году отметит свой 80-летний юбилей, не только полюбился зрителям, но и принес миллионы долларов своему создателю, Уолту Диснею. Сначала персонажа звали Мортимер, но это имя не прижилось. Зато с именем Микки-Маус мышонок проснулся популярным и сыграл в итоге в более чем 120 анимационных фильмах. В 1978 г. Микки первым из мультяшных героев удостоился звезды на Аллее славы в Голливуде, его соседями при этом стали Элтон Джон и Джек Николсон.

Заметим, что у диснеевского мышонка есть достойные конкуренты в мультипликационной мире. Первым на ум приходит малыш Джерри, за которым в популярном мультсериале гоняется наглый кот Том. В уходящем году компанию ему составили французский крысенок-кулинар из мультфильма "Рататуй" и живущая в городской канализации крысиная мафия из мультика "Смывайся".

Интересно, что после выхода в прокат этих сделанных на компьютере фильмов начался настоящий "крысиный бум": во многих странах мира стали скупать мягкие игрушки, значки, сувениры и другую атрибутику с изображением этих обычно не пользующихся большой любовью животных. Ажиотаж усилился с приближением нового года: в нашей стране крысы, мыши и их родня сначала выросли в цене в несколько раз, а потом и вовсе исчезли с прилавков зоомагазинов.

Однако вернемся к теме крыс в мировой культуре. Их хулиганистый имидж не смогли исправить даже вполне "серьезные" мыши из сказок маститых авторов. Так, над страшным мышиным королем из гофмановского "Щелкунчика" все только смеются. Мышки-лошади и крыса-кучер из "Золушки" Шарля Перро - тоже забавные перонажи.

Зачастую зубастые создания появляются в художественных произведениях как символ приближающейся опасности. Так, Константин Флавицкий в своей картине "Княжна Тараканова", изображая смерть узницы Петропавловской крепости, усугубил и без того неприятную ситуацию крысами, спасающимися от наводнения – они плавают, запрыгивают на кровать и забираются на платье заключенной. В романе Альбера Камю "Чума" полчища больных крыс стали виновниками страшной эпидемии в одном городе.

Но больше других играть на мерзкой (по мнению некоторых) внешности крыс и их непредсказуемом поведении любят режиссеры фильмов-ужасов: редкий хоррор обходится без их участия в качестве членов "массовки". В культовой картине Франсуа Озона "Крысятник" символ наступающего года свел с ума целую семью.

Скульпторы тоже считают крысу неприятным животным и используют ее образ тогда, когда хотят вызвать у зрителя чувство отвращения. Например, Катарина Фритч произвела фурор, представив в 1992 г. публике скульптуру "Крысиный король". Те, кто видел этот клубок из трехметровых грызунов, сделанных из железа и полиэстера, говорят, что страшнее могут быть только живые крысы.

За животных, изображаемых столь однобоко, становится даже обидно. Ведь многие из них заслуживают настоящего памятника. Например, те, кто отдал свои жизни в лабораториях ради того, чтобы ученые могли разработать новые лекарства и медицинские приборы.

Наконец, несмотря на свой дурной характер и не самые выигрышные внешние данные, крысы принесли безусловную пользу также и самим творцам. Они прославили всех упомянутых здесь художников, писателей и режиссеров, которые решились использовать их образы в своем творчестве.

Выбор читателей