Пятно мазута грозит Крыму войной

Эксперты опасаются, что экологическая катастрофа в Керченском проливе доведет Крым до экономического кризиса, если курортный сезон не откроется вовремя, и вызовет политические конфликты




Разлив нефти, который произошел в Керченском проливе в результате аварии российского танкера "Волганефть-139", может обернуться не только экологической катастрофой, но и экономическими проблемами для Крымского полуострова. В качестве самого негативного сценария развития событий эксперты рассматривают гражданскую войну.

Экологи, проводившие исследования на месте разлива нефтепродуктов, отмечают, что устранить загрязнение следует как можно быстрее. В противном случае, как пишет "РБК daily", будет сорван курортный сезон. Маслянистая пленка черного золота делает пляжи совершенно непригодными для отдыха, а ликвидация последствий аварии идет слишком медленно. С такими темпами крымские курорты могут не открыться не только в следующем сезоне, но и в ближайшие три - пять лет.

По данным украинских "зеленых", у морского побережья осталось около тонны нефтепродуктов. Загрязнение такого масштаба, как считают политологи, грозит перерасти из экологической катастрофы в экономическую, а потом и в политическую. Гражданская война, о которой говорят эксперты, - это самый экстремальный вариант развития кризиса, при котором конфликт между украинскими властями в Крыму, пророссийски настроенным населением и крымскими татарами, стремящимися вернуть себе землю, выльется в реальную агрессию.

Пока администрация Украины всеми силами старается успокоить население полуострова, взволнованное вестями с экологического фронта. По словам жителей прибрежных районов, нефтяных пятен здесь еще никто не видел, но их возможным появлением обеспокоены все.

Хозяйка одного из туристических мини-отелей и кафе на южном берегу Крыма Татьяна Николаева рассказала журналистам: "Многие здесь все равно не доверяют центральным властям. Они вполне могут скрывать от населения правду о надвигающейся опасности и сознательно не принимать надлежащих мер. Например, для того чтобы в случае экологической катастрофы и отсутствия туристов, пользуясь безвыходным положением, через подставных бизнесменов скупить по дешевке всю инфраструктуру и вытеснить русских из Крыма окончательно".

Украинские эксперты не исключают возможности специального распускания слухов об экологической катастрофе в коммерческих целях - например, для того, чтобы обрушить цены на недвижимость и воспользоваться этим. "В мутной воде кто-то решил поймать рыбку, совершив ряд выгодных для себя сделок", - прокомментировал ситуацию маркетолог Григорий Яблонский.

В пользу этой гипотезы свидетельствуют и спутниковые снимки крымского побережья, которыми располагают украинские власти. На фотографиях нефтяное пятно не просматривается. Но МЧС Украины и киевские экологи заявили, что эти изображения - фальшивые или подтасованные (сделаны весной нынешнего года, а не после катастрофы в Керченском проливе).

Крымский полуостров - проблемная зона, что в полной мере проявилось в 2006 году, когда местное население своим активным протестом вынудило Киев отказаться от проведения совместных маневров с НАТО. Вариант с гражданской войной, о котором говорят аналитики, возможен в том случае, если Виктор Ющенко применит против жителей Крыма силовые методы подавления волнений и беспорядков. Свою готовность прибегнуть к подобного рода средствам украинский президент уже продемонстрировал во время парламентского кризиса летом 2007 года.

Напомним, что разлив нефти произошел 11 ноября во время сильного шторма, из-за которого 15 судов получили повреждения, пять из них сели на мель, а российский танкер "Волганефть-139" разломился на две части. Сухогруз "Камюст-1" затонул в акватории Каспийского моря. В результате серии кораблекрушений шесть человек погибли, 11 пропали без вести, в воду попало около 7 тыс. т серы и до 2 тыс. т мазута.

Расследование по факту всех инцидентов проводила Южная транспортная прокуратура. По ее данным, основная степень вины за случившееся лежит на капитане морского порта "Кавказ" Андрее Иовлеве, который, как установили следователи, пренебрежительно отнесся к установленному порядку захода и пребывания судов в проливе. В отношении капитана возбуждено уголовное дело по ст. 292 УК РФ ("Халатность").

По оценкам экологов, катастрофа в Керчи стала крупнейшей на Украине со времен трагедии в Чернобыле в 1986 года. Эксперт Национальной академии наук Украины, профессор Кентуккийского университета (США) Владимир Захматов, заявил журналистам на пресс-конференции в Симферополе: "Я принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и могу сказать, отвечая за свои слова, что катастрофа в Крыму по своим масштабам наиболее близка к чернобыльской катастрофе".

Выбор читателей