Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: denis-suhanov.narod.ru |
Режиссером спектаклей выступил художественный руководитель театра Константин Райкин, что случается, вообще говоря, не так часто. Его приветственное слово, опубликованное в одной на обе постановки программке, проясняет причины пристального и масштабного интереса к будням одной ирландской деревни. "В этих двух камерных историях ... отражена модель человеческого мира с его главными проблемами. Решать эти проблемы неимоверно трудно. Решить их до конца невозможно. Человеческая природа причудлива, капризна и мстительна, люди чаще всего глухи и жестоки друг к другу, они склонны к насилию ... и все же ... не безнадежны". Райкин приходит на все премьерные показы. Он изредка вполголоса диктует помощнице свои комментарии. Но чаще полностью включается в действие, пугается происходящего на сцене (а там лают собаки, кричат, дерутся, носятся с кочергой, ножом или ружьем и безостановочно ненавидят друг друга люди) или смеется над ним, поэтому трудно поверить, что он не только ставил спектакли, но и вообще читал пьесы.
Пьесы про болезненное сосуществование старой матери и дочери, окончившееся равнодушным убийством ("Королева красоты") и не менее болезненное сосуществование двух братьев, скрывающих убийство отца и обнаруживающих в финале неумение ни просить прощения, ни прощать ("Сиротливый Запад"), Райкин, конечно, читал, и читал внимательно. И совершенно справедливо заметил, что внешняя сторона действия настолько подробно прописана МакДонахом, что совершенно бессмысленно от нее отказываться. Поэтому в обоих спектаклях мало того, что появляется аутентичная тексту кухня-гостиная, образованная столом, стульями, несколькими шкафами и плитой, но и иностранные упаковки чипсов и печенья (из-за них герои то и дело развязывают тошнотворно-смешные споры), и даже иностранный "журнал для женщин" с картинками. Основной же фокус режиссерского внимания направлен на человеческие лица. Рассматривая их гримасы боли, отвращения и наслаждения, явленные будто под микроскопом, об изобретательной режиссерской концепции и думать забываешь.
Правда, когда в свистящей то ли "все", то ли "скорее", шаркающей ногами, недоверчиво, исподлобья смотрящей на мир и укоризненно трясущей седыми волосами старой Мэг опознаешь молодого и с каждым спектаклем все более талантливого артиста Дениса Суханова, вопрос о роли режиссера отпадает сам собой. Отдать роль 70-летней старухи (в спектакле ей накинули десяток лет), ненавидящей дочь и одновременно не представляющей своей жизни без нее, мужчине - бесспорно, удачный ход. Каждое движение, каждый мускул на ее лице, каждый спутанный волосок теперь под неусыпным вниманием. А значит, наделены теперь чрезвычайно важностью. А ведь действительно в долгой бесцветной жизни Мэг можно разглядеть судьбу любого жителя этой ирландской деревеньки. А в ее жестокой смерти (дочь обрушивает кочергу ей на голову ради призрачной поездки в Америку) - своего рода освобождение, прерывание никчемного и никому-на-свете-не-нужного существования.
Точкой, в которой сходятся, по сути, те же проблемы, в "Сиротливом Западе" становится священник Уэлш (Тимофей Трибунцев), имя которого прихожане все время забывают. Робкий, зажатый, со втянутой в плечи головой, с отрывающимися на пиджаке пуговицами и в белых кроссовках (не переобулся с тренировки футбольной команды девочек), он категорически не совместим с миром, в котором сыновья (Константин Третьяков и восхитительный Алексей Бардуков, играющий злого, капризного и одновременно доверчивого ребенка) в день похорон отца ссорятся из-за самогона и между делом обсуждают убийство отца. В сюжете "Сиротливого Запада" недвусмысленно содержатся христианские мотивы: отец Уэлш совершает самоубийство, оставляя письмо, в котором просит братьев примириться и тем самым, возможно, помочь ему оказаться в раю. Взаимное покаяние братья превращают в увлекательную игру, пытаясь как можно больнее задеть собеседника, и почти доходят до нового убийства. Однако стоит вспомнить, что люди хоть и "склонны к насилию", но "все же не безнадежны". Стоп-кадр после финала обоих спектаклей, когда персонажи, в том числе и погибшие, рассаживаются на стулья и столы, взявшись за руки, дает ощущение кое-какой надежды. Правда, довольно смутной.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности