Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: nationaltheatre.bg |
Оказывается, что довольно близко друг от друга. Не в абстрактно-успокоительном смысле, что все, мол, связано со всем, а в совершенно конкретном. Постановку пьесы "Изгнанники", которой в 1904 г. открывался Национальный театр, решили возобновить к 100-летию театра. Написанная болгарским писателем Иваном Вазовым, хорошо известным не только в качестве драматурга и романиста конца XIX - начала XX века, но еще и в качестве поэта, пьеса давно попала в разряд школьной классики. Поэтому основной вопрос, которым задавался режиссер, подготавливая юбилейную поставку, звучал так: можно ли из материала, пахнущего плесенью, сделать современный спектакль.
Александр Морфов - а именно его серьезно мучил данный вопрос - последние несколько лет активно занят в российских театрах. Актеры Национального театра Болгарии даже сказали по секрету на пресс-конференции, что начали испытывать легкую ревность. Одна из его последних работ - "Затмение" в "Ленкоме" с Александром Абдуловым в главной роли. Кроме того, идут переговоры с Олегом Табаковым, чтобы Морфов поставил что-нибудь в самом МХТ. Так вот, задаваясь профессиональным вопросом осовременивания классики, режиссер внимательно прочитал текст пьесы, написанный более века назад. И обнаружил, что он не требует ровно никаких изменений. Потому что тема свободы, кроме того, что она вообще-то вечна, еще и как-то неожиданно актуальна. Еще более злободневным оказался лозунг "Да здравствует Болгария!". Правда, с какой стороны к нему подойти, было совершенно не понятно. Произносить его всерьез и со слезами на глазах казалось невозможно. Выкинуть из пьесы - немыслимо. Решили, что есть только один способ: попробовать его понять. И, действительно, понять сумели. Режиссер формулирует это так: "Настолько сейчас девальвированы все ценности, что, может быть, единственное, что у нас осталось, - это история". "Да здравствует Болгария!" - это обозначение сопричастности своей истории.
Слово, которое перевели как "изгнанники", на самом деле на русский язык непереводимо. Это что-то среднее между мучениками и экстремистами, между бомжами и героями, между ворами и революционерами. "Хыш" - так называли болгарских эмигрантов, бежавших в Румынию после того, как Болгарию заняли турки. Они бездельничали, куролесили в кабаках, голодали и время от времени устраивались на какую-нибудь жалкую работенку. А еще они организовывали революционные кружки и мечтали весной переплыть Дунай и попасть на родину.
В спектакле показана история одной такой группы товарищей по несчастью. Они то печально вглядываются вдаль, стоя на огромном парапете (сценография Елены Ивановой), то сочиняют утопические революционные планы, распивая в баре алкогольные напитки и весело пускаясь в пляс. В местном театре они разыгрывают представление. В нем "изгнанники" машут красными знаменами и размахивают отрубленными бутафорскими головами врагов, измазанными в красной краске, чтобы заработать немного денег на революцию. Потом, правда, все деньги пропивают. Кто-то умирает от голода, кто-то меняет свободу на любовь, кто-то отправляется в Болгарию, на верную смерть. В такие моменты на сцене слышится раздраженное каркание ворон и время как будто замирает. Персонажи прислушиваются к голосу собственной смерти. Под снегом, под дождем, под светом тусклых ламп (работа сценографа действительно впечатляет) тоска по свободе не оставляет "изгнанников". "Да здравствует Болгария!" - это также и выражение этой тоски. Эти слова шепчет один из героев, когда в финале, вооружившись ружьями и красным флагом из своего спектакля, все отправляются на поезде делать революцию. Правда, поезд так и не сдвинулся с места. Ведь в словах "Да здравствует Болгария!", как и в любом лозунге, есть что-то торжественное, есть печальное, есть личное и есть смешное. Но самое главное, есть что-то несбыточное. Быть синонимом свободы - не самая легкая задача.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности