Оммаж Андрею Краско

Краско сыграл множество отличных ролей, но вряд ли его последняя работа в кино стала лучшей. Единственное, что взаправду заставляет сердце щемить, название фильма - "Я остаюсь"

Я остаюсь
Россия, 2006
Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Андрей Краско, Андрей Соколов, Елена Яковлева, Нелли Уварова, Федор Бондарчук, Галина Польских



ФОТО: centpart.ru



Вот бывает так в жизни, что актер умер, а дело его живет. А еще в кино бывают всякие странные вещи: последний фильм становится пророческим, то есть снят практически о самом актере, который умирает не только на экране, но и на самом деле. Это обстоятельство было бы в случае с нашим героем прямо-таки угнетающим, но ведь перед нами комедия, хоть и не без элементов драмы.

Я не буду делиться своими соображениями по поводу "творчества вообще" действительно очень хорошего актера Андрея Краско, безвременно ушедшего из жизни. Он сыграл множество отличных ролей, и вряд ли последняя работа, которую пиарщики называют его "первой главной ролью в кино", стала лучшей, - были и куда более запоминающиеся, например в "Копейке" Дыховичного или "Олигархе" Лунгина. Единственное, что взаправду заставляет сердце щемить, название фильма - "Я остаюсь".

По сюжету перед нами вошедшая в моду в российском кинематографе тема пред- и посмертных блужданий душ (самый последний пример на тему - "Живой"). Но, как во всякой комедии, тут обязателен хеппи-энд, и попавший в трагический переплет герой Краско (его долбанули шаром для боулинга) по фамилии Тырса к концу картины оживает и благополучно взаимодействует с уже покинувшими бренную землю душами своих собратьев по несчастью, чего, к величайшему сожалению, в реальности не произошло.

Сюжет картины строится вокруг довольно примитивной мелодрамы про 50-летнего папашу-врача, чья 28-летняя дочурка (Нелли Уварова) безнадежно влюблена в своего работодателя (Андрей Соколов), ровесника, стало быть, родителей героини. Последнее обстоятельство не только донельзя волнует семью, но и непредсказуемым образом приводит обоих героев-мужчин на тот свет, где они довыясняют свои отношения под приглядом такого же "полумертвого" Инструктора (Федор Бондарчук). Тут надо пояснить, что, на взгляд сценаристов, души лежащих в коме пациентов блуждают в неком странном месте до тех пор, пока человек не сыграет в ящик окончательно.


Фото: centpart.ru

Визуально это решено интересно. Как признается режиссер Карен Оганесян: "Мы думали, где же снять эту кому? Мы выработали концепцию: это должно быть некое место, которое не напоминало бы планету Земля. Ничего живого. Искали полгода это место. Наконец, мы нашли. Городок Россошь и 120 километров направо. Там есть Капанищенский меловой комбинат, где более ста лет велись открытые разработки мела. Огромный котлован, который сплошь состоит из мела. Когда мы приехали, мы поняли, что это вот - "оно".

Должен сказать, что меня, как зрителя, радует донельзя, когда ведется не павильонная, а режимная съемка, когда картинка как слеза - чистая и живая. Виды мелового месторождения и впрямь довольно живописны. Пыль на лицах и одежде "живых мертвецов" - натуральная. Но прыгнуть выше головы авторы все же не смогли, и натурные декорации визуально отсылают к тысячу раз обыгранным в кино темам. Точно так же блуждают мертвые и в бунюэлевском "Скромном обаянии буржуазии", и в нашей недавней "Кукушке", и в сотнях других фильмов о "том свете": все блуждают почему-то в каких-то (в данном случае меловых) диких пустынях. Как все же трудно противостоять архетипам коллективного бессознательного, тем паче, когда речь идет о комедии и некогда подумать о высоком. Не Юнга же цитировать...

Что касается шуток, то оригинальных и смешных в этом фильме примерно пять с половиной за два часа экранного времени. Плюс рассказан один старый анекдот. Это, между прочим, не так уж мало, не Вуди Аллен, поди, сценарий писал.


Фото: centpart.ru

Зато довольно хорошо играют все актеры, даже Нелли Уварова. Что до самого Краско, то, если б не переозвучка его Семеном Фурманом (а что поделаешь?), можно было бы сказать, что последняя роль удалась. А так то и дело ловишь себя на мысли, что интонации одного узнаваемого героя принадлежат его двойнику. Они ведь внешне очень похожи, да и актерская школа примерно одинаковая. По сути же сказать, что это кино хоть чем-то способно прославить любимого Андрея Краско, к сожалению сложно. Количество штампов на единицу времени зашкаливающее, и единственное, что как-то привлекает и вызывает уважение, - попытка честно взглянуть в глаза неизбежного для каждого человека процесса умирания. Стебаться над смертью могут себе позволить духовно независимые люди, и приучать зрителя не бояться этой темы - задача благородная донельзя. Жаль только, что в финале почти все коматозники чудесным образом оживают и скачут по улицам как зайчики пуще прежнего, начисто позабыв недавние приключения на том свете. И только занудный доктор Тырса, прозрев наподобие Ванги, использует свой необыкновенный дар для установления окончательного семейного счастья и благополучия, да и то лишь до тех пор, пока ему не удаляют сгнивший зуб, служивший до поры медиатором по контакту с потусторонним миром.

В общем, несмотря на сказочную бредовость "Я остаюсь" и в связи с тем, что мы знаем о действительной судьбе актера, смотреть это можно без особого напряга, иногда даже улыбаясь скромным шуткам авторов. А в общем и целом, перед нами очередное "наше новое плохое кино". К сожалению.

Выбор читателей