Любимые песни юности живут вечно

Ученые выяснили, что песни, полюбившися нам в юные годы, остаются таковыми на всю жизнь. Никакой музыкальный опыт взрослой жизни не может заменить мелодий, которые озвучивали взросление человека




Результаты новейших исследований показали: пeсни, которые мы слушаем в период нашей юности, навсегда врезаются в память и становятся самыми любимыми до конца жизни.

По мнению авторов исследования, в возрасте 16-21 лет человеческий мозг обладает наибольшей активностью и впитывает в себя информацию, словно губка. Поэтому все знания, приобретенные в этот период, в том числе и прослушанные музыкальные композиции, лучше всего усваиваются нашей памятью и даже по прошествии многих лет "звучат" наиболее ярко и отчетливо. А в совокупности с излюбленной подростковой привычкой постоянно прокручивать записи понравившихся исполнителей это формирует индивидуальный музыкальный багаж, который мы проносим через всю жизнь, и в старости считая мелодии юных лет самыми прекрасными.

Психолог Стив Янссен изучил механизмы запоминания любимых музыкальных произведений, книг и кинокартин. За прошедший год он подверг анализу результаты опроса, проведенного среди 1,5 тыс. участников из разных стран мира, средний возраст которых составлял 36 лет. Результаты анализа показали, что когда участников эксперимента просили назвать три любимых музыкальных композиции, они в подавляющем большинстве вспоминали мелодии, которые впервые услышали в возрасте 16-21 лет.

Такой характерный "наплыв воспоминаний" может быть частично объяснен избирательностью нашей памяти, которая работает по-разному в разные периоды жизни. В период взросления, считает ученый, память лучше справляется с обработкой и хранением поступающей в мозг информации. Этот феномен Янссен называет "толчком" или "штурмом" и говорит, что его проявление главным образом приходится на период с 10 до 25, а пик - на 16-21 лет. "В это время мозг работает лучше всего, - говорит Янссен. - Он подобен губке и легко впитывает все что угодно".

Парадоксально, но с книгами и фильмами ситуация складывается ровно противоположная. Если музыкальные пристрастия человека формируются в юношеские годы и остаются неизменными, то из литературы и кино самые сильные воспоминания традиционно относятся к сравнительно недавнему времени. Янссен считает, что здесь ключевую роль играет повторяемость событий. В любом случае, наша память работает лучше в юные годы, но на запоминание музыки накладывает отпечаток то, что мы, как правило, несколько раз прослушиваем полюбившееся произведение. Что касается кино и литературы, люди крайне редко читают одну и ту же книгу или смотрят один и тот же фильм более двух раз.


Выбор читателей