Отечественный кинобизнес впал в стагнацию

Безудержный рост кассовых сборов, который демонстрировали отечественные фильмы, объясняется просто: росли цены на билеты. Они выросли до уровня Европы, и сборы уже не демонстрируют такого прогресса




Все последние годы кассовые сборы в российском кинопрокате росли неуклонно, как золотовалютные запасы страны. Это позволяло говорить о возрождении отечественного кино в превосходных степенях и о замечательных перспективах нашего кинобизнеса. И все бы ничего, но специалистов тревожил всего один показатель – данные кинопосещаемости, публикуемые Роскультурой.

Как пишут сегодня "Новые известия", посещаемость кинотеатров если и росла, то совсем не так, как сборы. Отсюда можно было сделать только один вывод: кассу делает рост цен на билеты. Они росли, росли и выросли до среднеевропейского уровня. К тому же конкуренция на кинорынке... Дальше расти некуда, и кассовые сборы тут же начали буксовать.

Как пишет газета, это особенно заметно, если посмотреть на динамику проката российских фильмов. В2003 г. общий сбор составил $8 млн, в следующем - $30 млн, в 2005 г. – уже $90 миллионов. И в 2006 г. темпы резко падают – чуть больше $100 миллионов.

Та же тенденция намечается и с числом российских фильмов-"миллионеров", то есть картин, собравших в прокате более $1 миллиона. В 2004 г. таких было 6, в прошлом – 17. И в 2006 г. это число увеличилось… но только на один фильм. Причем, если судить по тем картинам, что сейчас находятся в работе, пишут "НИ", большого скачка в 2007 г. не выйдет. По оценкам специалистов, "Волкодав" Николая Лебедева, стартующий в самом начале 2007 г., соберет хорошую кассу, но до "Дневного дозора" явно не дотянет. Еще есть "Обитаемый остров" Федора Бондарчука… или будем надеяться на какую-нибудь "темную лошадку". Других вариантов пока нет, пишут "Новые известия".

Позиции отечественных картин в общем списке проката заметно ослабели. Для сравнения: в прошлом году сбор первой десятки лидеров составил $103,2 млн., из них пять отечественных фильмов получили $63,4 млн., в 2006 г. в десятке оказалось только три картины отечественного производства, которые собрали $53,8, что составляет 37% общего сбора.

Но не все так плохо. Как пишет газета, художественные итоги уходящего года более утешительны, чем итоги коммерческие. Что, собственно, и позволяет смотреть в ближайшее будущее отечественного кинематографа с некоторой долей оптимизма. Итак…

"Изображая жертву" Кирилла Серебренникова стал главным призером нового фестиваля в Риме. Фестивал в Варшаве – победил фильм Бориса Хлебникова "Свободное плавание". Отмечена на фестивале в Венеции "Эйфория" Ивана Вырыпаева, "Странник" Сергея Карандашова получил первый приз на международном фестивала "Меридианы Тихого" во Владивостоке. Фильм Павла Лунгина "Остров" был удостоен чести закрывать Венецианский кинофестиваль.

Впрочем, тут тоже не все однозначно: дело в том, что художественные достоинства фильма весьма слабо связаны с его кассовым успехом. Это было всегда и, пожалуй, так и будет. Исключения лишь подтверждают правило. Вот и сейчас из картин, получивших высокую оценку специалистов, критиков и жюри фестивалей, лишь "Живой" Александра Велединского попал в десятку, и то в самый ее конец. Благодаря, отмечает издание, лишь небывалой для фильмов такого рода рекламе.

Выбор читателей