Техосмотр разрешат проходить без автомобиля

В Госавтоинспекции подготовлен проект постановления правительства России, который, если его примут, существенно изменит ежегодную процедуру прохождения техосмотра автомобилей




В ГИБДД подготовлен проект постановления правительства России, который, если его примут, конечно, существенно изменит процедуру прохождения техосмотра. Кто-то называет этот документ чуть ли не революционным, другие комментаторы считают, что данный проект очень даже антирыночный.

Как пишет сегодняшний "КоммерсантЪ", планируется разрешить водителям получать талон техосмотра прямо в автосалоне дилера. Кроме того, при наличии талона в проекте постановления предусмотрена возможность снятия и постановки транспортного средства на учет даже без предъявления этого самого транспортного средства. То есть не надо будет тратить время на проверку машины на угон и проверку номеров двигателя и кузова.

ГИБДД предлагает разрешить водителям получение талона ТО без медицинской справки, а сам техосмотр производить в любом городе, вне зависимости от места, где был зарегистрирован автомобиль.

Это что касается водителей и их авто. Однако значительные перемены коснутся и компаний, проводящих ТО. Как пишет газета, сейчас в России инструментальным контролем транспорта занимаются около 3 тыс. организаций, в них ежегодный техосмотр проходят до 18 млн автомобилей. При этом, отмечает "Ъ", 2 тыс. 300 таких компаний принадлежат частным лицам, цены на их услуги определяются государством, а сами компании проходят конкурсный отбор.

Между тем существует альтернативный проект постановления, подготовленный депутатом Госдумы Виктором Плескачевским. В предлагаемых им поправках в закон "О безопасности дорожного движения" предусмотрена полная передача функций проведения техосмотра из ГИБДД частным компаниям. По мнению депутата, эти фирмы должны нести полную материальную и уголовную ответственность за техническое состояние автомобиля.

Дорожная инспекция, напротив, желает оставить за собой контроль над рынком ТО. По мнению начальника организационно-аналитического отдела ГИБДД РФ Виктора Кирсанова, "на этот рынок придет много новых игроков, поэтому необходимо будет провести отсев недобросовестных фирм".

Впрочем, в обоих законопроектах есть и общее. Так, например, и предлагаемый ГАИ, и депутатский вариант предусматривают исключить возможность проведения техосмотра автосервисами, поскольку в противном случае эти организации получат практически монопольное право на устранение неисправностей, обнаруженных при ТО. ГИБДД предлагает сделать исключение лишь для крупных автодилеров, где талон техосмотра можно будет получать прямо в салоне как при покупке новых автомобилей, так и при обслуживании подержанных машин.

"Ъ" напоминает, что еще в 2004 г. московские автосалоны попытались ввести подобную практику. В этих салонах работали инспекторы ГИБДД, выдававшие новым машинам номера. Правда, эксперимент прикрыли, сославшись на злоупотребления. Критики этих инициатив утверждают: история может повториться, а запрет проводить техосмотр автосервисам довольно легко обойти, если оформить разрешающие документы на другую компанию, которая не занимается оказанием услуг автомобилистам.

В ГИБДД утверждают, что их проект находится на стадии согласования в российском правительстве. По словам г-на Кирсанова, он может быть принят уже в следующем году. Депутат Плескачевский заявляет, что с принятием милицейского варианта правил проведения техосмотра ничего кардинального не произойдет, а автолюбители как покупали талоны, так и будут покупать.

Напомним, что не так давно московские власти привели городские правила прохождения техосмотра в соответствие с общероссийским законодательством. Для владельцев транспортных средств такая инициатива обозначает, прежде всего, то, что теперь им придется чаще появляться на станциях ТО и доставлять туда даже только что купленные машины. Представители автомобильной общественности уверены, что новые правила обернутся длинными очередями, чиновники разводят руками и ссылаются на федеральный центр.

Согласно новому порядку, измененные сроки прохождения технического осмотра вводятся в Москве с 1 января будущего года. Начиная с этой даты, владельцы легковых и грузовых автомобилей с разрешенной массой до 3,5 т, а также прицепов и полуприцепов с такой же характеристикой должны будут ставить их на проверку раз в три года. Это правило относится к транспортным средствам, прошедшим первый техосмотр до 31 декабря года, следующего за годом производства. Иными словами, после первого ТО следующий необходимо будет пройти через три года.

Затем водитель дважды будет получать новый техталон на два года, а с того момента, когда его четырехколесному другу исполнится семь лет, доставлять его на диагностику придется каждый год. Ежегодный техосмотр является необходимым и для грузовиков с максимально разрешенной массой более 3,5 т, и для автомобилей со спецсигналами, и для учебных автомашин. А легковые такси, автобусы и грузовики, перевозящие более восьми человек, должны будут проходить "обследование" раз в полгода.

Выбор читателей