Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
"Yтро": Владимир Аркадьевич, "Капкан" – это история о том, как известный и преуспевающий 50-летний фотожурналист Михаил Волобуев сталкивается с обрушившимся на него испытанием. Ваш фильм – о журналистике?
Владимир Краснопольский: Нет. Наш главный герой – человек, который не может без работы, которой посвятил ей всю свою жизнь. Это его стиль, характер. И отсюда вытекают все его домашние и жизненные ситуации. Картина как бы раскрывает эти моменты изнутри семьи.
"Y": Почему Вы пригласили сниматься именно Абдулова и Алферову?
В.К.: С Абдуловым и Алферовой мы подружились еще в 1992 году на картине "Ночные забавы". Работается с ними очень легко, интересно. Перед нами стоит задача создать образы, которые были бы интересны сегодняшним зрителям. Здесь есть своя особенность. Проблемы у главных героев глубоко личные, и проблемы эти концентрируются вокруг главного вопроса – выживания в наше время и утверждения своего "я". Эти проблемы нужно было раскрыть ярко, глубоко и многогранно. Поэтому понадобились актеры, которые не только могли бы говорить "голый" текст и "тащить" сюжет, а сделать фильм по-настоящему интересным, жизненным. Главное, чтобы люди могли смотреть на них с надеждой, видеть, как они выходят из этой ситуации. Для меня, в конечном итоге, "Капкан" – определенный самоучитель жизни, фильм дает подсказку, как прожить жизнь в любви.
Еще был режиссерский ход пригласить людей, которые в свое время были "сладкой парочкой" отечественного кино. Об Алферовой и Абдулове говорили, как о самой красивой паре в искусстве и в жизни. Всех интересует, как они снимаются вместе, как им работается, внимательны ли они друг к другу. Они работают без какого-либо стеснения, наоборот, с вниманием и полным пониманием друг друга. Особенно ярко это проявляется, когда мы разговариваем с ними вне группы, строим мизансцены. Александр Абдулов спрашивает Ирину Алферову, удобно ли будет ей при той или иной ситуации. Она отвечает, часто предлагая и добавляя какие-то свои штрихи. Их общение идет на уровне близких людей. Это здорово чувствуется.
"Y": В советские времена Вы создали эпохальные "Вечный зов", "Тени исчезают в полдень". Ныне обстановка в кинематографе и вокруг него изменилась. Как снималось тогда и сейчас? В чем Вы ощущаете разницу?
В.К.: Вспомним классическую фразу – "Жить в обществе и быть свободным от него нельзя". В советское время, когда начался период создания многосерийных фильмов, все картины брали за основу эту фразу. Я не жалею, что те времена ушли, нет. Просто сейчас все разговоры – будет бизнес или нет, поймают ли преступника, уйдет он из семьи или нет... Это более мелкие вопросы по сравнению с тем, удастся ли победить в борьбе за светлое будущее. "Тени исчезают в полдень" и "Вечный зов" объединяет то, что в их основе лежала общая тема – выжить в ситуации послереволюционного строительства, войны. Это было очень близко тому поколению. "Вечный зов" и "Тени" приковывали внимание зрителей до конца. Ведь за семь вечеров "Теней" зритель проживал всю нашу тяжелую жизнь от дореволюционного периода до победы в войне. Это драматическое время.
Недавно я снова посмотрел и снова не мог оторваться от фильма Говорухина "Ворошиловский стрелок". Он очень точно избрал тему начала 90-х, когда люди получили свободу, но она была настолько не подготовленной жизнью, что они позволяли себе все что угодно. И тогда возникло противостояние, ненависть к тому, что одни могут делать все и плевали на всех, а другие остались с совестью и традициями лучших человеческих качеств, воспитанных в период советского строя.
Мне кажется, что картина, которую мы сейчас снимаем, особенно ее финал, говорит о том, что все-таки мы поймем законы свободы нашего сегодняшнего поведения, и все встанет на свои места, что снова появится та человечность в людях, которая сейчас заменена фразой "у меня проблемы, и мне не до ваших дел". Когда будет больше взаимопонимания между людьми, мне кажется, искусство сможет подняться на более высокий уровень.
"Y": Словом, нельзя в наше время без жизнеутверждающего финала?
В.К.: У каждого режиссера свое кредо. Во всех фильмах, которые мы снимали, существует принцип, характерный еще для русских сказок: добро должно победить зло. Если в любой, даже трагической ситуации остается и витает в воздухе любовь, это хорошо. Это уже лучшие традиции русского искусства. Сам дух времени диктует, что искусство, основанное на мелкой тематике, мелких чувствах людей, изживет себя.
Прежде чем взяться за какой-то сценарий, мы с Валерием Усковым просматриваем кипу сценариев. После фильма "Ермак", с 1996 по 2000 год, мы ничего не делали. Мы не могли приспособиться. Не могли найти сценарий, который бы удовлетворял нашим творческим требованиям.
"Y": От многого пришлось отказаться?
В.К.: Думаю, отказались от 100-120 сценариев точно. Это были годы, когда появлялись люди, дававшие маленькие деньги и говорившие: "Снимите беготню, расследование..." Понимаете, там была чернуха, мелкотемье, такая мелкотравчатая тематика, что мы поняли: не сможем снимать. И потом, мы привыкли снимать картины в нормальных условиях, и поражались, как можно снять полнометражный фильм за десять дней. А ведь иные снимали, потому что говорили, что денег хватит только на 10 дней съемок. Но потом люди как-то приспособились, и художники уже стали понимать, что к чему. Появилось больше сериалов.
Потом, когда продюсер Владимир Досталь, сказав, что хватит сидеть без работы, предложил нам прочитать одну вещь с комедийным началом, лед тронулся. Так мы познакомились с интересным сценаристом Володей Брагиным. В результате возник фильм "Сыщики". Сразу же оговорюсь, что мы снимали только "Сыщики-1". Была занята пара Борис Щербаков – Сережа Степанченко. Эта пара существует и в продолжениях "Сыщиков", но после первых 10 серий мы пришли к выводу, что на эту тему хватит снимать.
Так мы почувствовали себя, поняли, что можем снимать эти 50-минутные рассказы. И это сразу же привлекло внимание сценаристов. Мы получили предложения от очень многих людей, у которых были социальные романы. Снимали "Две судьбы", "Нину", которую называли не телесериалом, а большим кино. Оказывается, можно снимать так называемое "длинное" кино на уровне большого кино.
Сценарий замечательного кинодраматурга Эдуарда Володарского невозможно было не заметить. "Капкан" – это психологическая драма с элементами социальной хроники, которая рассказывает о развитии нашего общества с 1970-х годов по 2000-й. Это всегда интересно, когда сюжетные истории идут на фоне социальных потрясений.
Фото Юрия Тутова
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности