Золотая осень патриарха

Отар Иоселиани, казалось, поставил точку: финал "Утра понедельника" вышел безысходным – людям не перехитрить судьбу, конец пути неотвратим. Однако в новом фильме режиссер решил реабилитировать надежду

Сады осенью
Франция–Италия–Россия, 2006
Режиссер: Отар Иоселиани
В ролях: Северин Бланше, Мишель Пикколи, Паскаль Венсан, Лили Лавина, Дени Ламбер



ФОТО: arthouse.ru



Любителям жанра "экшен" фильмы Иоселиани в лучшем случае покажутся несовременными. С известными актерами он не работает принципиально: "какой-нибудь Депардье разрушит мой фильм". Крупных планов избегает – "это выглядит фальшиво". Клиповый монтаж ненавидит. Вместо этого – черно-белые титры, длинные витиеватые кадры, случайно найденные люди, классическая музыка фоном. Кто-то говорит, что Отар Давидович попросту выжил из ума, разменяв седьмой десяток. Пусть говорят. Пусть не смотрят. Иоселиани всегда снимал кино для своих – "для тех, кто думает так же".

В бездействии его фильмов скрывается известная со школы чеховская формула: люди говорят, пьют чай, а между тем проходит их жизнь. Хотя сады в последнем фильме Иоселиани не вишневые, а скорее райские. Те самые, в которых Высоцкий хотел нарвать для любимой мороженых яблок. Когда жизнь прожита, но тело еще дышит, когда на дворе осень жизни, только и остается – думать о вечном.

Да, "Сады осенью" встречают нас на пороге смерти. Не зря же в прологе безымянные герои выбирают себе гробы, спорят и ругаются из-за понравившейся модели, прямо как московские модницы в магазине "Зара". Министр сельского хозяйства Венсан, впрочем, о гробах не думает. Все в его жизни ладно. Сперва едет на встречу с африканским царьком, который дарит ему диковинного попугая. Затем открывает симпозиум доярок. Дома его ждет красавица жена, на работе – коллега с бутылкой винца. Но достаточно собрать под окнами толпу недовольных, которые, распевая "Интернационал", потребуют нового министра, и письмо об отставке уже готово. Только и осталось – поставить подпись. Короткая закорючка, последняя сигарета, выкуренная за рабочим столом, – и жизнь твоя катится в тартарары. Служебную квартиру отбирают, жена уходит к коллеге порасторопней. А Венсан идет к маме: занять деньжат и взять ключи от старой квартиры, которую африканские эмигранты уже превратили в сквот. Другой на месте Венсана пустил бы пулю в лоб. Жизнь кончена, больше ничего не будет – это ясно как день божий. А тот встречает старых друзей, катается на роликах, играет на гитаре, заводит новых женщин и радуется свободе. И в этом праздном шатании и начинается его настоящая жизнь. Без светских раутов, но с дружеской попойкой. Без лимузина, но с застольной песней.


Фото: arthouse.ru

Сам Иоселиани в этом пиршестве играет роль садовника Арно. "Сажаю деревья, не рублю, а сажаю",– говорит его герой. А еще рисует жирафа на стене местного бара и святого Георгия на асфальте, беспрерывно курит и пьет теплую водку. С точки зрения рядового современника, это и есть прожигание жизни – ни социального положения, ни жилплощади, ни счета в банке, ни кубышки под матрасом. Даже свечного заводика нет, черт возьми. Только в стяжательстве ли смысл, когда мучаешься Yтром с похмелья, а в кармане пустая пачка сигарет? Тут и приходит на помощь старый Арно, который сажает деревья, и наглые африканские сквоттеры. И дружба становится высшим смыслом.

Именно дружба объединяет последние три фильма Отара Иоселиани – с умыслом или без – в единую историю. Получается такая трилогия, сплетенная из мириады сюжетов, которые каждый раз становятся неизбывной частью целого. Но если героев картины "Истина в вине", уплывающих в бесконечную синеву моря, ждет впереди лишь неизвестность, если Венсан из "Утра понедельника" после сказочной Венеции возвращается на осточертевший завод, то в "Садах осенью" все собираются за одним столом, друзья и недруги, бывшие любовницы и нынешние, и пьют старое доброе вино. Вот так. Признанный пессимист Иоселиани неожиданно для всех не распрощался с надеждой. Листья опадают и шуршат под ногами. Что такое осень? Это не трагедия, а достойный финал.

В остальном "Сады осенью" – это по-прежнему тот самый Иоселиани. Все те же русские "челноки", снующие по Парижу, веселые проходимцы, мудрые клошары и экзотические животные. Все та же любовь к деталям, когда режиссер не расставляет кадки с пальмами, чтобы украсить кадр, а от руки методично прорисовывает все, что зрители увидят на экране. И нам остается лишь гадать, что значит леопард в кабинете нового министра, зачем Венсан стоит на голове, почему герои варят чачу на парижской кухне, а Мишель Пикколи играет эксцентричную старушку. Иоселиани по-прежнему ироничен к людям, политиков именует жуликами, снимает длинными кадрами, не любит "профессионалов профессии" и не берется за камеру, если ему нечего сказать.

В прокате с 26 октября

Выбор читателей