Российские самолеты улетают за рубеж

У России есть что показать и продать всем, кто попросит, но сама она не может приобрести свои же уникальные разработки. И даже то немногое, что имеет, использует за рубежом, хотя эта техника остро нужна здесь




В Геленджике в воскресенье закрылась шестая Международная выставка "Гидроавиасалон-2006". По утверждению организаторов, в ней приняли участие более 150 компаний и фирм из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. В ходе выставки был даже установлен мировой рекорд скорости для гидросамолетов на самолете-амфибии Бе-200 при полете по замкнутому маршруту протяженностью 500 километров. Однако не это главное.

Несмотря на то что в условиях нашей страны (бездорожья, множества рек и озер) самолеты-амфибии необходимы как воздух, широкого распространения они в России не получили. Этот факт и отразил салон. На нем были показаны уже хорошо известные самолеты российского производства: пожарник Бе-200ЧС, спасатель А-42ПЭ и мини-амфибия Бе-103, которые существуют пока в единичных экземплярах.

Чиновники от авиации и правительство сетуют на отсутствие средств на авиационные программы, в то время как потери государственной казны только от лесных пожаров составляют в год несколько сотен миллионов долларов, на которые можно построить десятки уникальных пожарных самолетов–амфибий. Но этот парадокс никто не замечает и не хочет замечать.

А вот на Западе, и даже в странах Юго-Восточной Азии, умеют считать деньги и дорожить жизнями своих людей. Поэтому не удивительно, что огромную заинтересованность в российских самолетах-амфибиях проявили другие государства, в частности, Китай, Португалия, Италия, Германия, Бразилия, Индия. На салоне был заключен контракт на покупку Китаем самолетов-амфибий Бе-103. По утверждению генерального директора ТАНТК им. Бериева Виктора Кобзева, эта страна планирует получить сорок таких самолетов. Бразилия рассчитывает купить двадцать амфибий Бе-103. Потенциальных покупателей не отпугнула даже авария Бе-103 в конце июля этого года под Хабаровском, в результате которой пострадали три человека: два члена экипажа и пассажир. Помимо названных стран, интерес к данным самолетам проявили также Чили и Венесуэла. Популярности Бе-103 способствует довольно-таки небольшая цена (около $1 млн) и то обстоятельство, что в своем классе у него практически нет конкурентов. Даже в США летают несколько этих амфибий, что уже говорит о многом.

Индия планирует купить более крупные амфибии Бе-200, которые можно использовать и в пожарном варианте, и для перевозки раненных, больных, а также военной силы. Кроме того, Бе-200 отлично зарекомендовал себя на тушении пожаров в Италии и Португалии. В течение более чем 200 часов он гасил огонь в труднодоступных районах этих стран. После проверки в "боевых условиях" Португалия намерена приобрести у России четыре Бе-200 в счет погашения задолженности бывшего СССР в рамках Парижского клуба, которая составляет $81 миллион. Однако, если учесть, что цена каждой машины составляет приблизительно $30 млн, в реализации этого контракта могут возникнуть определенные трудности.

К тому же у Бе-200 есть один потенциальный конкурент – канадский самолет-амфибия CL-215 Canadair. Но хотя он и стоит дешевле (чуть более $17 млн), по всем характеристикам уступает российскому самолету. Кроме того, модель CL-215 выпускается серийно с 1969 г. и уже морально устарела.

А что же Россия? МЧС страны заказало семь самолетов Бе-200 еще в 2001 году. Но пока построенные несколько амфибий зарабатывают деньги за рубежом, а пожары в нашей стране тушат люди с ветками и ручными огнетушителями, а не самолеты. Большую помощь в спасении терпящих крушение на воде могла бы оказать уникальная амфибия А-40, которая совершила первый полет еще в 1986 году. На ее базе уже более 10 лет создается самолет А-42ПЭ для проведения патрульных и поисково-спасательных работ. Но такая машина нужна уже сейчас. При недавнем пожаре на атомной подлодке "Святой Даниил Московский", которая стояла на рейде к северу от полуострова Рыбачий в Баренцевом море, погибли два человека. А если это бы случилось в море, как с "Курском"? Тогда спасать экипаж, видимо, было бы опять некому. Но вот незадача, этой уникальной амфибией заинтересовалась опять же не Россия, а Индия и Китай.

По-своему был интересен представленный на салоне проект гидросамолета Бе-2500 взлетной массой 2500 т, предназначенный для транспортных авиаперевозок или для переброски войск и военной техники. Размах крыльев этого супертранспортника будет превышать 150 метров. Но для реализации этого проекта необходимо $10-12 миллиардов. Однако, несмотря на его преимущества и уникальные данные, государство не может выделить средств на разработку, поэтому в перспективе возможна международная кооперация.

Боевая корабельная авиатехника на салоне была представлена макетом многофункционального истребителя палубной авиации МиГ-29К. Он будет, как вы правильно догадались, поставляться ВМС Индии. Контракт на шестнадцать таких истребителей оценивается в сумму более чем $700 миллионов. Первые истребители поступят на вооружение индийского морского флота в следующем году. В общем, если подвести итоги салона по гидроавиации, налицо печальный парадокс: с одной стороны, у России есть что показать и продать всем, кто попросит, с другой - наша страна настолько бедна, что сама не может приобрести свои же уникальные разработки.

Выбор читателей