Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Уже сейчас в арктической зоне России добывается более 90% от общего объема добычи никеля и кольбата, 60% меди, 98% платиновых металлов и 60% нефти. Но нельзя забывать о том, что помимо добычи своих ресурсов России необходимо осуществлять их транспортировку, а для этого нужна современная инфраструктура и ледокольный флот.
В данном контексте одна из главных тем обсуждения - развитие Северного морского пути (СМП), который является самым коротким путем между Европой, Восточной Азией и Тихоокеанским побережьем Северной Америки. Необходимость использования СМП очевидна. По мнению экспертов, отсюда можно будет вывозить 8-9 млн т нефти в год, не говоря уже о других ископаемых.
Интерес к столь экономически выгодному маршруту проявляют многие иностранные государства. В их числе можно назвать Германию, Норвегию, Канаду, США, Китай. Вызывает опасение тот факт, что за последние несколько лет российский грузооборот на этом маршруте сократился более чем в четыре раза. Причинами уменьшения перевозок стало ослабление инвестиционной деятельности, а также обветшание ледового флота, который не пополнялся уже 10 лет. Приведенные данные свидетельствуют не в пользу России, так как зарубежные компании под предлогом "инвестиций в развитие инфраструктуры региона" могут запросто получить доступ к заброшенным российским северным портам, а заняв там стратегическое положение, начать диктовать свои условия. Пока такое развитие ситуации представляется маловероятным, но, учитывая, что у России нет четко сформулированной и законодательно оформленной концепции развития арктической зоны, исключать такую возможность нельзя.
Осознавая необходимость развития СМП, Россия разработала ФЦП "Модернизация транспортной системы России", согласно которой до 2015 г. должны быть построены семь танкеров и 18 сухогрузных судов. Также по замыслу инициаторов проекта рассматривается создание портов–терминалов Индига, Харасавэй, Яса.
Главной преградой на пути модернизации СМП является проблема финансирования. Для реализации проекта России требуется около $7 миллиардов. Такую немалую сумму из федерального бюджета выделить непросто, поэтому рассматривается привлечение отдельных коммерческих предприятий "ЛУКОЙЛа", "Газпрома, "Норильского никеля", которые смогут строить отгрузочные терминалы для вывоза своей продукции, а также финансировать строительство ледоколов.
В качестве дополнительного источника финансирования российская сторона рассматривает возможность привлечения иностранных инвестиций, однако как говорилось ранее, это "палка о двух концах". Сейчас в районах Крайнего Севера зарегистрировано более 70 зарубежных компаний, которые заинтересованы в строительстве нефтеналивных судов и газовозов. Примечательным является и тот факт, что судна, проходящие по территориальным водам России, не платят за это, следовательно, Россия недополучает возможную прибыль.
Чтобы исправить существующую ситуацию, необходимо не только намерение российских властей развивать регион, но и конкретные меры по реализации этих планов. Для этого представляется целесообразным принятие закона, определяющего условия работы государственных и коммерческих структур, объемы грузопотоков, ставки потонного сбора и оплату за пользование трассами СМП, а также правила функционирования всей инфраструктуры. Очевидно, что возрождение СМП как международной трассы может стать значимым этапом как в плане развития экономики РФ, так и в плане укрепления ее позиции на международной арене. В противном случае Россия, будучи энергетической сверхдержавой, может попасть в зависимость от иностранных государств, контролирующих транспортировку этих самых ресурсов.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности