Нагорный Карабах готов к диалогу

На вопросы о будущем нагорного Карабаха в беседе с корреспондентом "Yтра" отвечает советник министра иностранных дел НКР, кандидат исторических наук Рубен Заргарян




О возможности нового военного конфликта в Нагорном Карабахе в последнее время говорят много, особенно в Азербайджане. Армянские военные специалисты считают, что рано или поздно реваншистские устремления Баку будут претворены в жизнь. Как на развитие событий смотрят в Степанакерте? Возможен ли ввод в зону конфликта международных миротворцев? На эти и другие вопросы в беседе с корреспондентом "Yтра" отвечает советник министра иностранных дел Нагорно-Карабахской Республики, кандидат исторических наук Рубен Заргарян.

"Yтро": В какой стадии находится переговорный процесс с Азербайджаном?

Рубен Заргарян: Он проходит в двух направлениях – в рамках Минской группы ОБСЕ и российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху. Модель, которую пытается навязать Азербайджан в ходе переговоров, не работает, так как Баку, претендуя на территории, желает получить их в одностороннем порядке и на первом этапе урегулирования. При этом Азербайджан отказывается признать независимость НКР, а также решать проблемы оккупированных Азербайджаном земель Нагорного Карабаха и Армении и армянских беженцев. Карабах не может пойти на это, тем более, когда конфликт не урегулирован и мирный договор не подписан. В условиях отсутствия всеобъемлющего урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта особо опасным было бы удовлетворение территориальных претензий Азербайджана и односторонняя передача ему каких-либо территорий Нагорного Карабаха, что почти неизбежно приведет к новой агрессии и общей дестабилизации ситуации в регионе.

Тем не менее в прошлом году в рамках Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху, проходящей в трехстороннем формате (Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения), был подготовлен проект Рамочного соглашения по мирному процессу, согласно которому переговоры должны проходить с участием Нагорного Карабаха и начаться без предварительных условий. Стороны должны отказаться от насилия и заявить о приверженности мирному процессу урегулирования. Соответственно, должен быть заключен мирный договор между НКР и Азербайджаном, а вопрос территорий и беженцев решен на взаимной основе и синхронизирован с процессом мирного урегулирования. Важную роль должны сыграть меры доверия между сторонами. На мой взгляд, среди мер доверия должны быть такие, как взаимное признание Нагорного Карабаха и Азербайджана, взаимный отказ от насилия, отказ Азербайджана от антиармянской пропаганды в СМИ и системе образования, прекращение снайперского обстрела на границе со стороны Азербайджана. Наконец, в Баку должны официально осудить политику геноцида в отношении армян.

"Y": Насколько сейчас стороны готовы слушать друг друга?

Р.З.: Нагорный Карабах готов к диалогу. К сожалению, адекватной реакции противоположной стороны мы не видим. Там идет постоянный отказ от прямых переговоров, воинственные призывы и нагнетание обстановки. А все заявления Азербайджана по поводу возможного предоставления автономии Нагорному Карабаху, например, по варианту Татарстана, несерьезны. Нагорный Карабах определился с будущим. Это независимое государство. С учетом разницы политической культуры в Азербайджане и ряде западноевропейских стран, на которые в Баку принято ссылаться по поводу отношения к автономиям, трудно понять, какая автономия здесь может быть. В отличие от Азербайджана, руководство Испании никогда не начнет бомбить каталонцев, а Канада не будет устраивать этнические чистки в Квебеке. Разница политических культур очевидна. Поэтому все ссылки Баку на возможность применить модель западноевропейских автономий, конечно, неприемлемы.

"Y": Рубен Александрович, противостояние уходит корнями в далекое прошлое. Какие фазы можно выделить в этом конфликте?

Р.З.: Конфликт начался в 1918 г., когда в процессе распада Российской империи образовались три республики. Впервые в истории была создана "Азербайджанская Демократическая Республика", которая тут же предъявила претензии на армянские территории, включая Нагорный Карабах. Тогда же началась агрессия азербайджанских и турецких войск. Была сожжена столица Карабаха – город Шуша, где было убито 20 тыс. армян. Серго Орджоникидзе телеграфировал в Москву о том, что на территории Нагорного Карабаха турецко-азербайджанские войска вырезали половину населения. Геноцид начался еще в 1918 г., как и, собственно, конфликт. Предъявляя территориальные претензии Армении, Азербайджан претендовал на Нагорный Карабах, Нахичевань, Зангезур и другие территории. Эта проблема существовала все годы советской власти. 4 июля 1921 г. было принято решение Кавбюро РКП(б) о том, что Нагорный Карабах остается в составе Армении. Но уже 5 июля решение изменили, передав Карабах в состав Азербайджана. То есть переиграли вопрос фактически за ночь. Таким образом, область, где 95% населения составляли ее коренные жители армяне, была аннексирована Азербайджаном – на этом настоял Сталин. А через два года была создана автономия Нагорного Карабаха, причем не на всей территории НК, а только на его части.

Вопрос о воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией ставился в 40-е, 50-е, 70-е годы. В отношении коренного армянского населения творилась целенаправленная политика дискриминации и вытеснения. К 1980 г. в Нагорном Карабахе исчезли 85 армянских сел (30%) и ни одного азербайджанского. Число азербайджанцев в НКАО с 1939 по 1979 гг., то есть в промежутке между двумя переписями, возросло в 2,6 раза, а армян – сократилось на 7,3%. В 1988 г. облсовет Нагорного Карабаха принял решение о ходатайстве перевода НК в состав Армении. Азербайджан ответил на это массовыми актами геноцида в Сумгаите, Баку, Шамхоре и многих других населенных пунктах. Депортация армян из Нагорного Карабаха началась в 1988 г. и значительно активизировалась в 1991 г., а в 1992 г. со стороны Азербайджана началась уже открытая вооруженная интервенция.

Война в Нагорном Карабахе длилась с 1992 по 1994 год. Был период, когда почти 40% республики были оккупированы азербайджанской армией. Война закончилась Бишкекским соглашением о перемирии 12 мая 1994 года. С тех пор мир сохраняется. Очень важно подчеркнуть уникальность ситуации – там нет миротворческих сил. Мир сохраняется за счет баланса сил между Нагорным Карабахом и Арменией с одной стороны и Азербайджаном с другой. Именно Армия обороны НКР эффективно выполняет миротворческую функцию в регионе.

"Y": Во время визита в Баку министр обороны России Сергей Иванов не исключил ввода российских миротворцев в Нагорный Карабах. Какова позиция руководства республики на этот счет?

Р.З.: Заявление Иванова о вводе миротворческих сил включало в себя уточнение – "только после подписания соглашения об урегулировании". Очевидно, что ввод миротворцев до урегулирования конфликта нецелесообразен, потому что не дает никаких гарантий Нагорному Карабаху. Весь опыт миротворческих операций на Балканах, по большому счету, ни к чему хорошему не привел. В карабахско-азербайджанском конфликте баланс сил сохраняется исключительно за счет самих сторон. Миротворцы не могут дать гарантии безопасности народу Нагорного Карабаха. Если будет подписан карабахско-азербайджанский мирный договор, вопрос о миротворческой операции отпадет сам собой, потеряв всякий смысл.

В случае же начала войны проиграют все стороны, но в первую очередь та, которая развяжет этот конфликт. Она будет осуждена международным сообществом и подвергнута санкциям. Но, в конце концов, все войны заканчиваются миром. Все равно надо будет садиться за стол переговоров и подписывать мирный договор между Нагорным Карабахом и Азербайджаном.

Отсрочка мировым сообществом окончательного признания государственной независимости НКР стимулирует Азербайджан демонстрировать более жесткую и воинственную позицию на переговорах.

"Y": Баку не в состоянии провести блицкриг в отношении НКР. Но разве там не могут сделать ставку на затяжную кампанию?

Р.З.: В случае долгосрочной военной операции Азербайджан будет осужден мировым сообществом и будет вынужден остановить военные действия. Именно поэтому в Баку отдают приоритет быстрой операции, аналогичной той, что в свое время провела хорватская армия против Сербской Краины, когда вопрос был решен в течение пяти дней. Но у Баку нет таких возможностей. По оценкам независимых экспертов, самыми сильными армиями на территории Южного Кавказа являются армия Республики Армения и Армия обороны НКР.

"Y": На чем зиждется военная мощь и боеспособность Армии обороны НКР?

Р.З.: Во-первых, на военных традициях карабахцев. Во-вторых, на постоянной боевой подготовке подразделений Армии обороны НКР. В-третьих, нельзя забывать, что карабахцы защищают свою Родину, свои семьи. Неслучайно отражение агрессии Азербайджана в 1992-1994 гг. в Нагорном Карабахе называют Отечественной войной.

"Y": На какие силы, страны рассчитывает Нагорный Карабах? Какой план урегулирования конфликта предлагают в Степанакерте?

Р.З.: НКР выступает за мирное урегулирование конфликта, считая, что необходимы прямые переговоры с Азербайджаном. Оно должно основываться на следующих принципах урегулирования. Во-первых, определение статуса НКР является исключительным правом народа Нагорного Карабаха. Второй пункт сформулирован как необходимость взаимного признания независимости Нагорного Карабаха и Азербайджана и окончательного признания независимости НКР мировым сообществом. Третий касается восстановления территориальной целостности Нагорного Карабаха и исключения его анклавности – исторический Нагорный Карабах намного шире, чем Нагорно-Карабахская автономная область при СССР и нынешняя НКР. Четвертый принцип сформулирован как необходимость собственных и международных гарантий безопасности НКР. Кроме того, необходимо решить проблему территорий и беженцев на взаимной основе в рамках мирного договора. Непонятно, почему сейчас больше ставят вопрос об азербайджанских беженцах, ведь существует проблема армянских беженцев, которая так же серьезна. Деление беженцев на азербайджанских "первого сорта" и армянских "второго сорта" аморально и противоправно. Подчеркну, что вопрос территорий и беженцев – самый сложный в процессе урегулирования. На мой взгляд, он должен решаться на самом последнем этапе урегулирования, уже после взаимного признания Нагорно-Карабахской Республики и Азербайджанской Республики и взаимного отказа от насилия в рамках мирного договора. Важно подчеркнуть, что взаимное признание НКР и Азербайджана должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной.

Приоритетным и наиболее эффективным в самом урегулировании является пакетный вариант, где будут учтены все вопросы. В случае же обсуждения поэтапного плана необходимо основываться на естественном мирном поэтапном плане, который в первую очередь зафиксирует взаимный отказ от насилия и взаимное признание сторон. Затем уже можно решать более сложные проблемы территорий, беженцев и границ. Но то, что предлагает Азербайджан, с первоочередной и односторонней передачей ему территорий Нагорного Карабаха, неприемлемо по целому ряду причин. Во-первых, это решает только проблемы Азербайджана, который, получив то, на что претендует, теряет интерес к признанию независимости НКР. Во-вторых, получая территорию южного Нагорного Карабаха, Баку приобретает удобный плацдарм для начала новых боевых действий.

"Y": Как вкратце можно сформулировать главную цель народа НКР?

Р.З.: Карабахский вопрос решен путем создания независимого карабахского государства, являющегося главной гарантией безопасности карабахского народа и соблюдения его прав. Карабахское государство состоялось, и этот исторический факт сегодня признают многие в мире. Признание независимости Нагорного Карабаха не нарушает территориальной целостности Азербайджана и не угрожает его существованию.

Необходимо сохранить и окончательно юридически признать установившийся де-факто независимый статус Нагорно-Карабахской Республики, что является главной гарантией безопасности карабахского народа. Окончательное признание международным сообществом демократической и жизнеспособной Нагорно-Карабахской Республики полностью вписывается в современные реалии. НКР образовалась в результате всенародного референдума о государственной независимости, проведенного 10 декабря 1991 г., в полном соответствии как с международным правом, так и с законодательством еще существовавшего в тот момент СССР. В мире практика референдумов распространена и признана.

У Нагорно-Карабахской Республики есть достаточные основания для членства в ООН. Руководство Азербайджана никогда не имело прав на управление Нагорным Карабахом, никогда не избиралось народом Нагорного Карабаха, никогда не выражало интересов народа НКР и тем более не представляет НКР в ООН.

"Y": Что, на ваш взгляд, могла бы сделать Москва для урегулирования ситуации вокруг Нагорного Карабаха?

Р.З.: Россия сыграла большую роль в прекращении военных действий. Подписание Бишкекского протокола 1994 г. является заслугой российской дипломатии. Россия, наряду с США и Францией, является одним из трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ и вносит конструктивный вклад в переговорный процесс. Официальная позиция Москвы по карабахско-азербайджанскому конфликту состоит в том, что необходимо мирное и компромиссное решение. Россия готова оказать всяческое содействие достижению соглашения между конфликтующими сторонами, стать их гарантом. Считаю, что роль России могла быть еще более весомой. Учитывая традиции многовековой дружбы между русским и армянским народом, она могла бы стать первой страной, которая признала бы независимость Нагорного Карабаха, потому что никаких препятствий для этого нет, если не считать, конечно, капризов азербайджанского руководства. В интересах России было бы открытие информационного представительства в Нагорном Карабахе.

Взаимовыгодными являются инвестиции в экономику НКР. В ходе экономической реформы в 2001 г. для привлечения иностранных инвестиций ставка налога на прибыль была снижена с 32% до 5%, ставка подоходного налога – с 30% до 5%, отменены все налоги на торговлю за исключением единого 2,5%-го налога с товарооборота. В результате за два последних года в республику было инвестировано из Франции, США, России, Бельгии, Австралии и ряда других стран порядка $70 миллионов. При этом годовой бюджет НКР составляет около $60 миллионов. Рост промышленного производства в НКР составил в 2001 г. 21,6%, в 2002 г.– 36,2% и в 2003 г. – 43,8%.

"Y": В Баку принято утверждать, что реальной промышленности в НКР, связанной с Арменией узкими коридорами и отрезанной от внешнего мира, нет.

Р.З.: Конечно, промышленность развивается не теми темпами, как хотелось бы. В этом виноваты Азербайджан и Турция, которые установили блокаду и пытаются блокировать любые инвестиционные проекты. НКР выступает за развитие взаимовыгодных экономических контактов с разными странами мира, в том числе и с Азербайджаном, которые могли бы развиваться и в процессе урегулирования, а не только после подписания мирного договора.

"Y": Обстановка в Карабахе тесно связана с тем, что происходит вокруг Ирана. Как эскалация в регионе, которую прогнозируют многие эксперты, может отразиться на зоне армяно-азербайджанского конфликта?

Р.З.: Дестабилизация обстановки в Иране и связанный с этим вероятный конфликт изменят ситуацию во всем регионе. Это станет большим минусом для всех, включая Нагорный Карабах и Армению. При этом Азербайджан проводит определенную политику в отношении Ирана, которая направлена на разжигание проблемы азербайджанцев Ирана. Баку поддерживает деструктивные тенденции в иранском Азербайджане и предпринимает попытки раздуть новый конфликт.

"Y": Россия, оправившись от шока, вызванного распадом СССР, приступила к политике "собирания земель". Она не приемлет расширение НАТО на Восток и создание "санитарного кордона". Аналитики прогнозируют ответные меры Москвы, в том числе установление отношений с самопровозглашенными республиками.

Р.З.: Я бы только приветствовал дальнейшее сближение России, Армении и НКР, которое отвечает многовековым традициям русской и армянской истории, нашей общей цивилизации, которую я называю неовизантийской.

"Y": Спасибо за интервью.


Выбор читателей