Тимошенко рвется в бой за великую газовую халяву

Чтобы настаивать на повышении транзитных ставок в три раза, нужна супернаглость, помноженная на суперэнергию. Но ведь ни того ни другого "газовой принцессе" не занимать




Заявление Юлии Тимошенко о пересмотре газовых отношений с Россией, натурально, не могло не наделать шума. Реакция со стороны российских ответственных лиц последовала незамедлительно – и от правительства (Виктор Христенко), и от парламента (Константин Косачев и др.), и от "Газпрома" (Сергей Куприянов). В общем, складывается впечатление, что очередной российско-украинский "газават" не за горами.

Между тем положение в газовом хозяйстве Украины критическое. Текущая задолженность "Нафтогаза Украины" перед "РосУкрЭнерго" за полученное "голубое топливо" (напомним, что с января с.г. "РосУкрЭнерго" – монопольный поставщик газа на Украину) достигла, по украинским данным, $582 миллионов. Планы закачки газа в подземные хранилища, что необходимо для подготовки к отопительному сезону, катастрофически срываются, а поставки на II полугодие не гарантированы. Дело дошло до того, что на состоявшемся в минувшую пятницу заседании кабинета министров Украины впервые за последние годы не был утвержден баланс поступления и распределения газа – представленный министерством топлива и энергетики документ был лишь "принят к сведению". Основные возражения последовали со стороны министерства экономики, справедливо указавшего, что источники и объемы импорта газа до конца года не определены (то есть они определены, но "в одностороннем порядке": Украина сама для себя решила, что закупит столько-то и столько-то, тогда как контрактов на эти закупки у нее нет). На этой неделе министр топлива и энергетики Украины Иван Плачков направляется в Туркмению, однако можно со 100%-ной уверенностью утверждать, что и на сей раз он вернется оттуда с пустыми руками.

Туркменбаши предпочитает вести дела с "Газпромом", забирающим сегодня весь туркменский газ, а не с Украиной, которая никогда не отличалась аккуратностью платежей (и до сих пор не может рассчитаться с Ашхабадом за поставки прошлого года). К тому же Киев не в состоянии "перебить" ту цену, которую согласится платить Туркмении российский концерн. Сейчас Ниязов требует от "Газпрома" повышения закупочной цены на туркмено-узбекской границе с нынешних $65 за 1 тыс. кубометров как минимум до $100. Соответственно, на российско-украинской границе, на которой "РосУкрЭнерго" перепродает полученный от "Газпрома" среднеазиатский газ еще одному посреднику – "УкрГазЭнерго" (СП "РосУкрЭнерго" и "Нафтогаза Украины"), - цена должна подняться с $95 до $130 за 1 тыс. кубометров. (Собственно, российский газ, закупаемый "РосУкрЭнерго" по цене $230 за тысячу кубов, компания экспортирует в Европу.) Более того, если стоимость транспортировки через территории Узбекистана, Казахстана и России считать по той ставке, которая с января действует для транзита российского газа в Европу через украинскую территорию ($1,6 за перекачку 1 тыс. кубометров на 100 км), то цена туркменского газа для Украины приблизится к 140 долларам.

Как известно, в отличие от стоимости газового транзита через Украину, цена поставок ей газа от "РосУкрЭнерго" зафиксирована в январском российско-украинском соглашении только на I полугодие 2006 года. Правда, в другом соглашении – между "РосУкрЭнерго" и "УкрГазЭнерго", подписанном в марте, - действующая цена в $95 за тысячу кубов определена уже на пятилетний период, однако предусмотрена процедура ее пересмотра в случае значительного изменения рыночной ситуации. И повышение Туркменией отпускной цены – это как раз такой случай.

Ясно, что цена газа для Украины должна увеличиться. Причем, не только ввиду приведенных выше конкретных раскладов, которые на самом деле означают сохранение для Киева льготных расценок (просто льготный ценовой уровень поднимается вслед за среднерыночным), но и в силу общих соображений. Учитывая вполне рыночный размер ставки газового транзита через украинские просторы, нет никаких разумных объяснений, почему Украина должна платить за газ меньше всех не только в Европе, но и на постсоветском пространстве. Республики Закавказья сейчас получают газ по $110 за тысячу кубометров; от Молдавии на следующее полугодие "Газпром" требует $160, а от союзной Белоруссии с 1 января 2007 г. – $200. Таким образом, и без заявленных Тимошенко намерений следовало ожидать новых серьезных осложнений в российско-украинских газовых отношениях, вплоть до повторения январского кризиса. Прозвучавшее заявление лишь усугубляет ситуацию, приближая такой кризис, поскольку предполагает борьбу нового украинского кабинета даже не за сохранение, а за снижение стоимости газового импорта, тогда как и при прежней цене операции "РосУкрЭнерго" на Украине после подорожания среднеазиатского газа становятся убыточными.

Впрочем, что у Тимошенко на уме – пока непонятно. Будет ли она примитивно добиваться смены посредника в газовом импорте для перенаправления финансовых потоков в близкие ее красному на белом сердечку (эмблема БЮТ) бизнес-структуры? Или действительно ринется на защиту "национальных интересов", понимаемых как газовая халява? И какие конкретно действия предпримет? Странно, но, кажется, никто из комментаторов не обратил внимания на то, что последнее заявление "газовой принцессы" кардинально отличается от тех, что она делала в избирательную кампанию. Процитируем дословно: "Все соглашения о поставках на Украину газа сегодня требуют дополнительной глубокой ревизии, пересмотра и построения, безусловно, в дружественном режиме новых договорных отношений с Россией и Туркменией". Между тем ранее Тимошенко говорила не о заключении нового договора на основе ревизии январского соглашения, а о незамедлительной отмене последнего и возврате к соглашению 2004 г., по которому Россия обещала поставлять газ по цене $50 при ставке транзита $1,09 за тысячу кубов на 100 километров.

На дворе не январь с его лютыми морозами, а подписанное тогда соглашение реально действует – без газа Украина не сидит. В такой более спокойной обстановке новое украинское правительство в принципе может обратиться в Стокгольмский арбитражный суд (не разрывая на время судебных разбирательств январского соглашения) с иском к РФ о выполнении договоренностей 2004 года. "Газпром" настаивает на том, что те договоренности носили рамочный характер и подразумевали заключение годовых контрактов с конкретным указанием цены, объемов и сроков поставок. Не исключено тем не менее, что Стокгольмский суд примет сторону Украины. Однако именно отсутствие конкретных контрактов позволит "Газпрому" по существу манкировать решением международного арбитража точно так же, как этой зимой концерн манкировал самим соглашением 2004 года. Да и вообще, "фарш невозможно провернуть назад", даже если этого очень хочется. В то же время наличие положительного решения суда усилит позиции Киева на газовых переговорах.

Кстати, вполне возможно, что Тимошенко, будучи реалистом, на самом деле и не помышляет о снижении цен на импортируемый газ, а весь ее напор преследует "скромную" цель предотвратить их дальнейшее повышение (по принципу "требуй максимума, получишь желаемое"). Если же она всерьез вознамерилась облегчить стране бремя газового импорта, то самый верный путь для этого – компенсировать рост расходов дальнейшим повышением ставки транзита (оптимально для Украины – вновь привязать одно к другому). В этом-то как раз и может заключаться "глубокая ревизия" действующего соглашения.

Однако адекватное повышение тарифов на доставку к границе Украины туркменского газа, может сделать его дороже российского. Если в этих условиях "Газпром" удовлетворится тем, что перестанет делить топливо на "свое" и "чужое", а весь необходимый Украине газ (примерно 58 млрд кубометров в год) будет поставлять по единой цене в $230 за тысячу кубов, то, чтобы нетто-расходы Украины на газовый импорт вернулись к уровню 2005 г., ставка транзита должна подскочить по меньшей мере до $7,5-8,5 за транспортировку тысячи кубов на 100 километров. Это раза в три превышает максимальный размер транзитных ставок в Европе. Чтобы настаивать на таких ставках, нужна супернаглость, помноженная на суперэнергию, но ведь ни того, ни другого Юлии Тимошенко не занимать.

Проблема в том, что Украина не в состоянии выстраивать газовые отношения по правилам Европы, куда она так стремится. А Россия не желает оплачивать европейские амбиции Украины из собственного кармана. Поэтому новая российско-украинская газовая война неизбежна в любом случае. Однако премьерство Тимошенко придаст будущим сражениям еще большее ожесточение и... зрелищность.

Выбор читателей