Бессменному лидеру The Cure Роберту Смиту удалось ввести моду на непрекращающуюся депрессию и неряшливые пышные прически – не зря его считают родоначальником массового готического имиджа сегодняшних дней
The Cure (переиздания, 1979-82)
Среди бесчисленного числа групп, возникших на волне панк-рока в начале 80-х,
The Cure оказались самыми живучими, став в итоге и самыми популярными. Уникальная смесь гламурно-готической эстетики и нью-вейвового саунда стала в своем роде символом того времени. Бессменному лидеру группы Роберту Смиту удалось ввести моду на непрекращающуюся депрессию и неряшливые пышные прически – не зря его считают родоначальником массового готического имиджа сегодняшних дней.
Они собрались вместе в 1976 г. и поначалу назывались
Easy Cure. Это был простой панк-рок, но после увлечения Смита "пессимистичными" темами название было упрощено до
The Cure, и группа начала свой путь в серьезный шоу-бизнес. Их первым успехом был навеянный творчеством Альбера Камю сингл "Killing an Arab", который попал в руки представителю компании Polydor Крису Пэрри. Тот пришел от песни в восторг и для начала организовал выпуск сингла на маленькой независимой студии Small Wonder в декабре 1978 г., а после и вовсе ушел с Polydor, основав собственную звукозаписывающую компанию Fiction, на которой
The Cure и получили свой первый контракт. "Killing an Arab" была переиздана в феврале 1979-го, после чего Смит со товарищи отправились в свое первое турне по Англии. Полноформатный пластиночный дебют
The Cure "Three Imaginary Boys" пришелся на май 1979 г. и сразу получил положительные отзывы в британской прессе.
Нью-вейв тогда только расправлял крылья, и отношение ко всему принципиально новому было благосклонным: британцы успели устать от громкого панка и глупого диско. В том году группа поехала в большое турне вместе с
Siouxsie & the Banshees, во время которого
the Banshees покинул гитарист Джон Маккей, и Смит регулярно замещал его на сцене (это сотрудничество продолжилось и впоследствии). Весной 1980 г. вышел второй диск – "Seventeen Seconds". Приход в группу клавишника Мэтью Хартли заметно повлиял на звук – песни расцвели совершенно новаторскими на тот момент красками и аранжировками. Альбом во многом вышел экспериментальным, и в нем уже были заметны первые признаки классической "кьюровской" депрессии. По песням вроде "10:15", "Saturday Night" и "Fire In Cairo" было понятно, что
The Cure настолько далеко ушли от примитивных панк-структур, что уже никак не вписываются в рамки "уходящей эпохи".
После выпуска диска и серьезного успеха в Великобритании сингла "A Forest", потеснившего в чартах самого Пола Маккартни с хитом "Coming Up",
The Cure отправились в мировой тур. Мэтью Хартли покинул состав, и группа приняла решение работать "как-нибудь так" – без штатного клавишника. И даже в условиях упрощенного инструментального состава
The Cure умудрялись совмещать активную гастрольную деятельность и выпуск пластинок – по диску в год. "Faith", вышедший в 1981-м, обозначил если не новые горизонты в творчестве Роберта Смита, то окончательно сформировавшийся фирменный стиль
The Cure. При этом на фоне предыдущих альбом нельзя было назвать удачным – единственный сингл с пластинки кое-как поднялся до 14-й позиции в чартах...
Но это не стало поводом для огорчения: Смит, находящийся в вечном поиске, постоянно двигался вперед, и уже в следующем году
The Cure выпустили знаменитую работу "Pornography" – диск, сделавший их культовыми персонажами на все времена. Звучание группы стало не просто депрессивным, а почти апокалиптичным – чему немало способствовали монотонно-гипнотичеcкая ритм-секция, диссонансные гитары и атональный вокал. Альбом выглядит больше как мозаика, нежели целостная работа – чего и добивался Смит, который к тому времени закончил превращение в шаманствующего клоуна. Пресыщенная позитивом публика пришла в восторг от такого сюрреализма, чего нельзя сказать о самих музыкантах. После выпуска "Pornography" Роберт Смит впал в настоящую депрессию, в составе группы начались глобальные перестановки... Но все это – уже совсем другая история.
(***)
P.S. Первые четыре альбома легендарных англичан на днях были переизданы российским отделением лейбла Universal Music.
Yes – "Talk" (1994/2006)
Десятая инкарнация некогда самой "завернутой" группы британского арт-рока объединила в себе музыкантов отнюдь не слабых: вместе с держателем авторских прав на название, отцом-основателем Yes басистом Крисом Скуайром, в тогдашний состав входили обладатель харизматичного вокала Джон Андерсон, клавишник Тони Кей, барабанщик Алан Уайт и гитарист Тревор Рабин. Увы, достаточно интересная попытка воссоединения ("Union", 1991) со второй "блудной половиной" – тремя другими участниками проекта "ABW&H" (Биллом Бруфордом, Риком Уэйкманом и Стивом Хау) – ушла в историю, и оставшиеся снова впятером музыканты вернулись к привычной манере коммерческого арт-рока с небольшими "закидонами". Не самая удачная работа – в целом, однако, полностью вписывающаяся в "концепцию позднего творчества группы".
(**)
Steve Howe – "Natural Timbre" (2001/2006)
Умеренно популярный альбом гитарного ветерана Стива Хау, следующий за "Homebrew 2" (1999), – еще более акустический: негромкий и аккуратный. Достаточно разнообразная по настроениям работа: многие треки несут заметный отпечаток блюза, кантри, джаза и гитарного нью-эйджа... При этом использует Стив в основном стандартную шести- и 12-струнку, лишь иногда переключаясь на мандолину и бас (так, в композиции "Dream River" он умудряется играть изящный дуэт с самим собой). Несколько раз прославленному гитаристу помогали скрипачка Анна Пэлм, мультиинструменталист широкого профиля Эндрю Джекмен и барабанщик Дилан Хау (как нетрудно догадаться, сын). Завершается диск интересной мини-ретроспективой: три последних трека представляют оригинальные авторские переработки фрагментов Yes-овских "I've Seen All Good People" и "Starship Trooper" (c "The Yes Album") и "To Be Over" (в оригинале записанного на "Relayer).
(***)
SAGA – "Trust" (2006)
За почти 30-летнюю историю коллектива его музыкантов не раз упрекали в профанации жанра арт-рок, в излишнем "опопсении" и поверхностной разработке тем. В качестве отправной точки для подобного рода обвинений приводились первые три альбома квинтета – самотитулованный дебют 1978 г. и весьма успешные "Images at Twilight" (1979) и "Silent Knight" (1980). Группа, тем не менее, игнорируя все "наезды", продолжала динамично работать и до наших дней, последние несколько лет выпуская пластинки на не совсем профильном для них Steamhammer. Переход "под знамена" InsideOut может открыть новую страницу в истории канадских мелодик-проггеров – по утверждению бессменного фронтмена Saga Майкла Сэдлера, в процессе работы над "Trust" они максимально постарались приблизить звучание именно к своим ранним альбомам. С учетом современных технологий и солидного опыта музыкантов, результат получился многообещающим.
(***)
Пластинки для обзора предоставлены компаниями "Universal Music Russia" (1-4), CD-Maximum (5,6) и концерном "Группа Союз" (7).