Россия сражается с недругами не только газом

Газ – не единственное боевое оружие нашей экономической дипломатии. Конкуренцию ему составляет арсенал Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору




2005 год ознаменовался, в частности, тем, что Россия в общем-то впервые стала широко использовать экономические рычаги для приведения в чувство политически нелояльных ей соседей. На слуху прежде всего, конечно, "газават" с Украиной. "Давление газом" почувствовали также Молдавия и Грузия. Между тем "Газпром" – не единственное боевое подразделение нашей экономической дипломатии. Конкуренцию ему составляет Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, в просторечии Россельхознадзор, удары которого не менее болезненны для "противника".

Очередной такой удар был нанесен 19 декабря по Грузии: был полностью запрещен ввоз из этой страны в РФ продукции растительного происхождения. В самый канун новогодних торжеств был опущен шлагбаум перед грузинскими мандаринами, хурмой, гранатами, которые в это время года традиционно эшелонами направляются в бывшую метрополию, принося поставщикам немалую прибыль. По словам главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, столь суровая мера – вынужденная реакция на "массовые фальсификации сертификатов и отсутствие фитосанитарных проверок" с грузинской стороны. В последние месяцы было выявлено 12 фальшивых фитосанитарных сертификатов на поставляемую из Грузии растениеводческую продукцию, и еще более сотни таких документов, насчет которых имелись серьезные сомнения в их подлинности, были пересланы в Тбилиси на проверку. Однако своевременных ответов на эти запросы получено не было. "В целом речь идет о недоверии к работе грузинской ветеринарной службы", – заключил Данкверт. Таким образом, официальное обоснование запрета на импорт из Грузии продукции растительного происхождения – в точности то же самое, что и при аналогичных санкциях, введенных ранее против Молдавии и Польши.

Напомним, что в отношении Молдавии ограничения на ввоз растительной продукции действуют с 16 мая (российская сторона предъявила Главной государственной инспекции по фитосанитарному карантину Республики Молдова 27 выданных этой службой фальшивых сертификатов), а в отношении Польши – с 14 ноября с.г. И пока ни молдаванам, ни полякам не удается убедить Россельхознадзор в том, что они исправились и улучшили фитосанитарный контроль. Так, очередная встреча по данному поводу между российскими и польскими экспертами прошла в Москве в середине декабря. Как сообщается в пресс-релизе Россельхознадзора, "были обсуждены меры, принимаемые Государственной инспекцией защиты растений и семеноводства Республики Польша по устранению причин нарушения международных и российских фитосанитарных требований, подготовлен проект протокола о фитосанитарном урегулировании, который был направлен польской стороне для рассмотрения". Однако реальных подвижек к снятию запрета не произошло. Добавим также, что продолжают действовать ограничения на поставки в РФ из Польши и Молдавии не только растительной, но и большинства видов животноводческой продукции.

Так уж сложилось, что для явных и латентных недругов России из числа ее ближайших соседей поставки пищевой продукции на российский рынок – важная (а то и главная, как в случае с Молдавией) статья внешнеэкономических доходов. Право, было бы глупо не задействовать этот рычаг. Впрочем, его "политическое" использование может диктоваться и сугубо коммерческими интересами. Стоило, например, Норвегии задержать наши рыболовные суда в районе Шпицбергена (а Москва никогда не признавала одностороннее установление Норвегией двухсотмильной "рыбоохранной" зоны вокруг архипелага), как тут же в экспортируемой в Россию норвежской рыбе, выращенной в садках, обнаружилось повышенное содержание кадмия и свинца. Натурально, эти поставки пришлось запретить. Норвежцы срочно прислали в Москву делегацию во главе с руководителем службы Государственного надзора за пищевыми продуктами г-жой Кари Брюни. Однако итогом российско-норвежских консультаций стала, как говорится в официальном сообщении Россельхознадзора, лишь договоренность "продолжить обсуждение данного вопроса после предоставления норвежской стороной законодательства и нормативных актов Норвегии, регламентирующих безопасность и качество рыбной продукции, а также плана мероприятий... по предупреждению ввоза на российский рынок опасной в ветеринарно-санитарном отношении рыбной продукции".

Надо сказать, что Россельхознадзор вообще весьма строг. Так, только в ноябре-декабре, помимо Польши, Грузии и Норвегии, различного рода претензии (но без санкций) предъявлялись Литве, Азербайджану, Киргизии, Турции, Эквадору, Марокко, Нидерландам, Италии, Испании, Китаю. В частности, в мандаринах, поставляемых в РФ из Турции и через Литву, был обнаружен "карантинный объект" – средиземноморская плодовая муха. Указанное нехорошее насекомое попадалось и в партиях других товаров, например, в голландских цветах. В этих цветах российские фитосанитары нашли также калифорнийский цветочный трипс. А вот хурма и гранаты из Киргизии поставлялись с камышовой подстилкой, содержавшей такой злостный сорняк, ядовитый и притом очень жизнеустойчивый, как горчак ползучий. Помимо прочего, Россельхознадзор требует от экспортеров пищевой продукции строгого выполнения принятых в 2001 г. в Риме в качестве международного стандарта "Требований к фитосанитарным сертификатам". А отклонением от этих требований грешат многие страны, даже старожилы ЕС.

Словом, претензии Россельхознадзора, по большому счету, объективно обоснованы. Однако одно дело – предъявлять их и в рабочем порядке добиваться устранения выявленных нарушений, а другое – опускать на головы нарушителей карающий меч (если, конечно, речь не идет о ситуациях вроде эпидемии птичьего гриппа, когда запреты носят действительно вынужденный характер). Скажем, в растительной продукции, импортируемой из Азербайджана, тоже обнаруживались "карантинные объекты". К тому же, Россельхознадзор выявил недавно 5 случаев фальсификации сертификатов на эту продукцию, сделав Государственной службе по фитосанитарному надзору Азербайджанской Республики соответствующее представление. Тем не менее, с учетом провала в Азербайджане "оранжевого" сценария и готовности Баку, в отличие от своих партнеров по ГУАМ (Грузия–Украина–Азербайджан–Молдова), учитывать российские интересы, едва ли республика подвергнется тяжкому наказанию.

Напротив, Украина выглядит наиболее вероятным кандидатом на роль следующей жертвы российского фитосанитарного ведомства. Кстати, в ноябре со стороны Россельхознадзора в адрес Главной государственной инспекции по карантину растений Министерства аграрной политики Украины уже звучали предупреждения по поводу нарушений международных и российских фитосанитарных норм. Так что, не только "газом мы богаты" – есть у России и еще кое-какие экономические аргументы.

Выбор читателей