Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Прошлый год в российском хоккее стал поистине сумасшедшим из-за локаута в НХЛ. До сих пор идут споры о том, пошло ли на пользу российскому хоккею нашествие талантов, почти все из которых откровенно приехали на год "пересидеть паузу" и получить шальные "гастрольные" гонорары. Но, конечно, это не чисто хоккейный вопрос. Легионеры в России играют и в футболе, и в баскетболе, а обе волейбольные сборные возглавляют тренеры-иностранцы. Активно (причем не первый год) обсуждается вопрос о приглашении иностранного специалиста на пост главного тренера футбольной сборной страны – несколько лет назад представители российского крупного бизнеса предлагали РФС $1 млн на оплату "тренера-варяга". А состав московского "Динамо" у футбольных болельщиков с недавних пор вызывает кривые усмешки – благодаря щедрому "Федкоминвесту" в команде на поле могут выйти сплошные португальцы.
Суть проблемы проста: на иностранных игроков тратятся немалые деньги, которые могут быть использованы, например, на развитие собственной спортивной инфраструктуры – воспитание молодежи, строительство полей и площадок, подготовку тренеров и т.д. С другой стороны, большой спорт давно уже стал большим шоу-бизнесом, для которого вполне естественно приглашение именитых гастролеров. Однако российский спорт пока не достиг такого состояния, при котором деньги, потраченные на иностранную звезду, возвращаются в клубную казну ввиду, например, резко возросшей посещаемости стадиона. Но в России и билеты не очень дорогие, и публика не так активно ходит на соревнования, и реклама с телетрансляциями не приносят того дохода, как, например, в той же НХЛ. И оказывается, что деньги, потраченные на легионера, возвращаются хозяину клуба в основном "серыми" путями – а то и не возвращаются вовсе.
И вот, наверное, впервые за последние годы российский бизнес проявил, так сказать, обратную активность. Союз акционеров ОАО "Газпром" предложил отказаться от спонсорской поддержки и рекламных договоров с профессиональными спортивными командами, в которых выступают иностранцы. "Уж не новая ли тенденция забрезжила?" – заволновались болельщики и специалисты. В случае, если бы решение было проведено в жизнь, без спонсорской поддержки оказались, например, такие отечественный футбольные гранды, как питерский "Зенит" и ЦСКА (с учетом покупки "Газпромом" "Сибнефти", которая и является главным армейским спонсором).
Практически вся спортивная пресса дружно заклеймила решение миноритарных акционеров, назвав его популистским, эмоциональным и Бог весть еще каким. Все те, кто дружно ругал бизнес за бешеные вложения в спорт, теперь призывают руководство "Газпрома" "не поддаваться эмоциям". Главным оппонентом выступил Леонид Федун, хозяин московского "Спартака" и вице-президент компании "ЛУКОЙЛ". В масштабном интервью "Спорт-Экспрессу" он внятно объяснил, что отказываться от покупки легионеров большой бизнес не намерен, поскольку не только публика ходит на звезд, но и сам факт присутствия талантливых иностранцев влечет за собой рост мастерства играющих рядом с ними россиян. По мнению Федуна, отказ от легионеров вычеркнул бы Россию из еврофутбольного процесса и отбросил отечественный футбол на несколько лет назад. (В скобках заметим, что лидеры российского футбола "Локомотив" и ЦСКА без дополнительных усилий нынешней осенью пролетели мимо Лиги чемпионов и очень невзрачно играют в Кубке УЕФА – что свидетельствует о серьезной потере качества, как говорят в шахматах. И наличие в этих клубах зарубежных звезд пока им не очень-то помогает.)
Так вот, здравое зерно, безусловно, присутствующее в рекомендации миноритариев "Газпрома", осмеяно и "захлопано". Тот же г-н Федун много сказал о программе строительства 500 стадионов, о том, что надо развивать футбольную инфраструктуру, и все прочие правильные слова. Но путем только больших спонсорских вливаний звездный футбол не создашь – а получать деньги за свой собственный высококачественный продукт футболисты и тренеры в России пока не могут. Между тем, во всем мире давным-давно существуют нормальные "ограничители" безудержного использования легионеров и безоглядных трат клубных денег. В Англии, например, в клуб не возьмут самую ярчайшую звезду, если этот игрок не провел за сборную своей страны определенное число матчей – то есть, делом доказал свое качество и право отнимать работу и местных футболистов. Закон не позволяет! У нас же, как водится, принято бросаться в крайности: либо приглашать дорогущих иностранцев сразу на два-три состава, либо требовать никого не приглашать вовсе и денег тем, кто иностранцев приглашает, не давать. Конечно, сложно наладить такую систему, которая позволяла бы развивать свои собственные резервы и инфраструктуру, а легионеров использовать строго в рамках необходимости. В России, кажется, лишь одна команда смогла путем долгой и кропотливой работы создать нечто подобное – московский "Локомотив", да и то в последнее время становится ясно, что система функционировала благодаря самоотверженности и таланту Юрия Семина. Для остальных пока революционная целесообразность как-то ближе и роднее: накупим иностранцев, поднимем шум, даже, может быть, выиграем Кубок УЕФА – а потом уже подумаем о будущем. И ведь порой получается – вопреки логике и здравому смыслу. А что там "вякают" какие-то миноритарные акционеры – стоит ли слушать! Не они ведь реальными деньгами распоряжаются...
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности