Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
По словам Плигина, согласно законопроекту парламентское расследование может быть проведено по фактам грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией прав и свобод человека и гражданина, а также по обстоятельствам, связанным с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера или с наступлением негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Деятельность президента страны, судебных и правоохранительных органов парламентскому расследованию не подлежат. Парламентская комиссия не должна подменять следственные или судебные органы, поэтому факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства, не могут быть исследованы в рамках парламентского расследования. Более того, в случае принятия судом к производству дела по фактам, расследуемым парламентской комиссией, ее деятельность прекращается. Парламентская комиссия создается обеими палатами Федерального собрания на паритетных началах. Если одна из палат не считает нужным проведение расследования, комиссия не создается, а если одна из палат не одобряет итоговый доклад по проведенному расследованию, то он не предается гласности.
Следует напомнить, что аналогичный законопроект, регламентирующий парламентское расследование, был подготовлен группой депутатов Думы еще в 2002 г. и даже прошел первое чтение, однако затем лег под сукно. Он предоставлял парламентариям значительно больше прав, нежели законопроект, внесенный президентом. Прежде всего, правом создания комиссий наделялась каждая палата в отдельности, что оставляло за депутатами некоторую свободу действий – они не зависели от решений своих коллег по Федеральному собранию. При этом было проведено разграничение полномочий: верхняя палата парламента могла вести расследование по фактам "грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина в период действия чрезвычайного положения, грубых нарушений Конституции и федерального законодательства при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти". Парламентские расследования могли вестись в отношении судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генерального прокурора, прокуроров нижестоящих инстанций, заместителя председателя Счетной палаты, членов ЦИК, а также "в случаях территориальных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации, неправомерного использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и внутри Российской Федерации". В свою очередь, нижняя палата Федерального собрания наделялась правом вести расследование действий, "несовместимых со статусом деятельности" работников аппарата правительства РФ, Центрального банка, председателя Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека, а также в случаях "выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших большие человеческие жертвы или нанесших значительный материальный ущерб, выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость".
Формирование института парламентских расследований, пусть и в урезанном виде, расширяет возможности парламентариев по наблюдению и контролю за процессами, происходящими в стране. Однако именно предоставление депутатам контролирующих функций до недавнего времени служило неодолимым препятствием для принятия закона. Официальный отзыв правительства на законопроект 2002 г. "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации" гласил: "Конституцией Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации по контролю за деятельностью федеральных органов и должностных лиц государственной власти Конституцией Российской Федерации не предусмотрены". Тогда представлялось, что это правовое препятствие невозможно разрешить без принятия поправок к Конституции.
Конституция в России, как известно, с тех пор не менялась. Однако можно не сомневаться в том, что представленный Путиным законопроект не вызовет у правового департамента правительства никаких возражений и пройдет все необходимые согласования. Тем более, что и в отсутствие закона парламентские комиссии время от времени формируются и проводят свои расследования. Самая известная на сегодня – парламентская комиссия под руководством Александра Торшина по расследованию теракта в Беслане была создана решением Совета Федерации в 2004 году.
Стало известно, что замены экономисту до сих пор нет