Театры по осени считают

Наступил сентябрь. Вернувшись с гастролей и оправившись после прошлого сезона, в Москве открываются театры. Публику ожидают новые фестивали, громкие премьеры, неожиданные открытия и неизбежные разочарования




Новые фестивали, новые премьеры, неожиданные открытия и неизбежные разочарования ожидают московских театралов и в этом году. Обратившись как к ведущим астрологам, так и просто к людям знающим, мы составили приблизительный прогноз на ближайшие театральные месяцы.

Все еще главный художественный театр страны – МХТ – открыл на прошлой неделе свои большие двери в Камергерском переулке. Спектакль "Лес" по Островскому в постановке Кирилла Серебренникова, уже отхвативший "Хрустальную Турандот" за лучший спектакль, фаворит всех театральных чартов, открыл 108-й сезон театра. Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, только что с шумом отпраздновавший на всех телеканалах 70-летие, начинает новый сезон в самом бодром расположении духа. За ним его непобедимая гвардия: 6 и 7 октября сыграет премьеру "Господ Головлевых" тот же Серебренников, продолжая свою "советскую трилогию" на тему русской классики, готовится к выходу "Гамлет" в постановке Юрия Бутусова и уже начинает репетиции метерлинковской "Синей птицы" Дмитрий Черняков. Пока же публика с нетерпением ожидает "Головлевых", задаваясь вопросом, как сыграет "бородавку на теле человечества" Иудушку Головлева любимый публикой Евгений Миронов.

В возглавляемой Табаковым студийной "Табакерке" Миндаугас Карбаускис репетирует спектакль по "Рассказу о семи повешенных" Леонида Андреева. Премьеры, впрочем, не следует ждать раньше ноября. А за одной премьерой следует другая, еще более интересная – вот уже скоро Карбаускис начнет репетиции "Мертвых душ" Гоголя. Возможно, что именно этот сезон ознаменует переход одного из самых многообещающих московских режиссеров от малой к большой форме. Возможно, кстати, что еще одна неожиданная премьера будет у Карбаускиса на основной сцене МХТ.

Новый сезон в Большом театре обещает быть спокойным. После опытов с экспериментальной формой ГАБТ решил взять паузу и демонстрировать только идеологически выдержанные, коммерчески заведомо успешные и абсолютно безобидные спектакли. До конца мая, когда обещается премьера "Евгения Онегина" Чайковского в постановке Дмитрия Чернякова, сюрпризов в театре быть не должно. Не положено, чтобы идущие вместе и по отдельности размахивали у его стен плакатами чаще, чем раз в два сезона.

Мастерская Петра Фоменко никаких сюрпризов не готовит, поскольку сама собирается переезжать в новое здание на Кутузовском проспекте, в котором, однако, все идет не так гладко, как хотелось бы. А вот в не часто балующем премьерами московском ТЮЗе сюрприз все-таки будет – Генриетта Яновская ставит там "Трамвай Желание" Теннеси Уильямса.

28 сентября откроет свой юбилейный сезон театр "Современник". Удачный проект прошлого сезона – открытие Другой сцены, предназначенной для экспериментальных спектаклей, – в очередной раз оправдал название театра. Остается только подивиться вкусу Галины Волчек, совмещающей кассовые зрительские постановки с отчаянными театральными экспериментами. В скором времени нам предстоит также подивиться и ее актерской смелости – театр все еще обещает премьеру на Другой сцене спектакля Андрея Жолдака "Вся жизнь впереди" по роману Ромена Гари.

В Театре им. Пушкина продолжает царствовать святая простота. Не умолкали слухи о том, что режиссер Нина Чусова, которую за все три ее премьеры прошлого сезона критика пропесочила вдоль и поперек, собирается покинуть как театр, так и профессию режиссера вообще и навсегда. Тем не менее, как минимум один спектакль Чусовой в программе заявлен: полусказочная история по пьесе Михаила Себастьяну "Безымянная звезда". Еще интереснее другая премьера – в спектакле талантливого и умного воронежского режиссера Михаила Бычкова "Счастливые дни" по знаменитой пьесе Беккета главную и практически единственную роль сыграет Вера Алентова.

Театр Et-cetera озабочен переездом в новое здание на Чистых Прудах. Без нового здания – семиэтажной ультрасовременной громады с двумя залами и подземной парковкой – не начнется и нового сезона. Что будет, не знает, наверное, даже сам Калягин. А 30 сентября комедией Рея Куни "Смешные деньги" в постановке Константина Райкина откроется еще один "актерский" театр – "Сатирикон".

Большие планы в этом году и у экспериментальных центров. Центр им. Мейерхольда раскручивает все новые и новые интересные проекты. Правда, чем дальше, тем меньшее отношение они имеют к Мейерхольду, и тем большее – к современному театральному процессу. Сезон в ЦИМе открывают знаменитые "Монологи вагины" и "Мальчики" – спектакль по "Братьям Карамазовым" Достоевского выпускного курса ГИТИСа студентов Сергея Женовача, ставший сенсацией прошлого сезона. Кроме того, в ближайшие четыре месяца ЦИМ примет на свою сцену четыре фестиваля: "Новая Драма" (конец сентября), "Открытая сцена" (октябрь), NET (ноябрь) и выездные гастроли фестиваля "Балтийский дом" в декабре.

Еще один давно ожидаемый сюрприз – открытие нового театра "Практика" – состоится в Москве в начале октября. Спектакль на открытии, поставленный одним очень известным московским театральным персонажем, собираются играть с вечера и до следующего дня. Театр новой драмы, задуманный бывшим директором фестиваля "Золотая маска" Эдуардом Бояковым, призван объединить на своей сцене театральных звезд нового поколения: Михаила Угарова и Кирилла Серебренникова, Ивана Вырыпаева и братьев Пресняковых, Вячеслава Дурненкова и Дмитрия Чернякова. Возможно, именно он станет главной ареной для творчества в будущем сезоне. Поживем – увидим.

Выбор читателей