Китайцев манит роскошная жизнь

По объему реализации на внутреннем рынке ювелирных изделий и драгоценных камней КНР вышла на 2-е место, уступая лишь США. Китайцы рассчитывают, что вскоре их страна станет крупнейшим ювелирным рынком в мире




Давно прошли те времена, когда символом достатка в Китае считалось наличие в доме "двух вертящихся и одного говорящего" (велосипед, швейная машинка, радиоприемник). Значительное повышение благосостояния населения вследствие бурного развития экономики не могло не повлиять на характер потребления. (Хотя все же отметим, что личные доходы китайцев растут медленней, чем ВВП страны.) В структуре потребительских расходов увеличивается доля товаров, которые не только по китайским, но и по любым другим меркам относятся к предметам роскоши.

На днях главная китайская газета "Жэньминь жибао", со ссылкой на данные Международной платиновой ассоциации, сообщила, что по объему реализации на внутреннем рынке ювелирных изделий и драгоценных камней Китай вышел на 2-е место в мире, уступая лишь США. Правда, сколько это в денежном выражении, не совсем понятно. Газета называет цифру 100 млрд юаней в год, однако такой объем продаж был достигнут еще 3 года назад. А ведь потребление ювелирных изделий в КНР растет более чем на 10% в год. Так, за I полугодие 2005 г. объем сбыта 1000 ведущих предприятий страны, занимающихся розничной торговлей данной продукцией, увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,9%.

По всей видимости, нынешний объем потребления в континентальном Китае (без Гонконга и Аомыня) ювелирных украшений можно оценить по меньшей мере в $16 млрд в год (при текущем курсе $1 = 8,1 юаня). Ранее китайские эксперты прогнозировали, что к 2013 г. указанный показатель возрастет до $24 миллиардов. Думается, этот рубеж будет пройден гораздо быстрее – года за 4, а в случае существенной ревальвации юаня – и того раньше. Недавно Министерство коммерции КНР провело анализ рыночного спроса и предложения 600 видов основных потребительских товаров. На основе такого анализа был сделан вывод, что по объемам торговой выручки ювелирные изделия в самое ближайшее время станут в Китае третьим наиболее ходовым товаром после недвижимости и автомобилей. В прошлом году на эти изделия пришлось 2% розничного товарооборота (для сравнения: в России – менее 0,7%).

Китайцы рассчитывают, что не за горами то время, когда их страна станет крупнейшим в мире ювелирным рынком. Нынешнее 2-е место по валовым показателям сбыта в значительной степени обеспечено за счет украшений из относительно дешевых материалов. Однако растет спрос и на "настоящие" драгоценности. По данным китайской печати, сейчас Поднебесная занимает 4-е место в мире по потреблению золотых ювелирных изделий и 5-е место – изделий с бриллиантами.

Вместе с тем на поверку цифры потребления не так уж велики. Совокупный годовой спрос на золото в Китае составляет 240 т, или 8% от мирового (при собственной добыче в 200 т в год). Бриллиантов внутри страны продается приблизительно на $2 млрд в год, а объем мирового рынка – порядка $60 миллиардов (около 55% этого объема приходится на США). И уж совсем меняется картинка, если все пересчитать на душу населения. Того же золота среднестатистический житель континентального Китая потребляет жалкие 0,18 г в год, притом что в среднем по миру этот уровень составляет 0,5 г, а в Гонконге и на Тайване – свыше 9 граммов. Просто население КНР, как мы знаем, немаленькое – 1,3 млрд человек, отсюда и солидные валовые показатели.

Шутка ли сказать – ВВП Китая по итогам 2004 г. достиг $1650 миллиардов. Вместе с тем на одну отдельно взятую душу вышло всего 1270 долларов. В текущем году, с учетом экономического роста (на 9,5%) и подорожавшего юаня на фоне умеренной инфляции, этот показатель увеличится приблизительно до 1450 долларов. Что касается личных доходов, то у городских жителей КНР они возросли в прошлом году на 7,7% и составили 9422 юаня. В валютном эквиваленте это $1138, то есть около $95 в месяц; прогноз на конец 2005 г. – максимум $108 в месяц. На селе, где проживают 60% граждан страны, доходы гораздо ниже. В 2004 г. на одного человека здесь пришлось 2936 юаней (рост на 6,8%), или $355, т.е. менее $30 в месяц; прогноз на конец этого года – максимум $33 в месяц. В среднем на одного китайца в месяц получается примерно $55 в 2004 г. и до $63 к концу нынешнего.

Россияне, к слову сказать, живут гораздо богаче. В прошлом году ВВП на душу населения вырос в РФ до 4160 долларов (прогноз на 2005 г. – до 4900 долларов). А среднедушевые доходы составили в июле с.г. 275 долларов (7816 рублей). Заметим, что в год средний россиянин тратит на ювелирные украшения примерно $12,5-13, а средний китаец, как нетрудно подсчитать, – $12,3, то есть практически столько же. И это при разнице в доходах в 4-5 раз! Заметим также, что правильнее проводить сравнение не с целым Китаем, а только с его городской частью. Китайским крестьянам явно не до "брюликов", основная масса покупок ювелирной продукции совершается горожанами. И у нас, конечно, в городе и на селе люди живут по-разному, но в Поднебесной это вообще – "два мира, две судьбы". Можно прикинуть, что, располагая в 2,5 раза меньшими, чем средний россиянин, средствами, китайский горожанин тратит на ювелирные удовольствия раза в два больше.

То ли мы объелись золотым ширпотребом в эпоху развитого социализма (вспомним также про неучтенный оборот теневого рынка), то ли китайцы изголодались по атрибутам "сладкой жизни" во времена былых потрясений, то ли еще что-то, но сопоставление получается любопытное. Так или иначе, у китайцев теперь иные представления о богатстве, символом которого становится наличие хотя бы одного сверкающего камушка.

Выбор читателей