Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
На днях главная китайская газета "Жэньминь жибао", со ссылкой на данные Международной платиновой ассоциации, сообщила, что по объему реализации на внутреннем рынке ювелирных изделий и драгоценных камней Китай вышел на 2-е место в мире, уступая лишь США. Правда, сколько это в денежном выражении, не совсем понятно. Газета называет цифру 100 млрд юаней в год, однако такой объем продаж был достигнут еще 3 года назад. А ведь потребление ювелирных изделий в КНР растет более чем на 10% в год. Так, за I полугодие 2005 г. объем сбыта 1000 ведущих предприятий страны, занимающихся розничной торговлей данной продукцией, увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13,9%.
По всей видимости, нынешний объем потребления в континентальном Китае (без Гонконга и Аомыня) ювелирных украшений можно оценить по меньшей мере в $16 млрд в год (при текущем курсе $1 = 8,1 юаня). Ранее китайские эксперты прогнозировали, что к 2013 г. указанный показатель возрастет до $24 миллиардов. Думается, этот рубеж будет пройден гораздо быстрее – года за 4, а в случае существенной ревальвации юаня – и того раньше. Недавно Министерство коммерции КНР провело анализ рыночного спроса и предложения 600 видов основных потребительских товаров. На основе такого анализа был сделан вывод, что по объемам торговой выручки ювелирные изделия в самое ближайшее время станут в Китае третьим наиболее ходовым товаром после недвижимости и автомобилей. В прошлом году на эти изделия пришлось 2% розничного товарооборота (для сравнения: в России – менее 0,7%).
Китайцы рассчитывают, что не за горами то время, когда их страна станет крупнейшим в мире ювелирным рынком. Нынешнее 2-е место по валовым показателям сбыта в значительной степени обеспечено за счет украшений из относительно дешевых материалов. Однако растет спрос и на "настоящие" драгоценности. По данным китайской печати, сейчас Поднебесная занимает 4-е место в мире по потреблению золотых ювелирных изделий и 5-е место – изделий с бриллиантами.
Вместе с тем на поверку цифры потребления не так уж велики. Совокупный годовой спрос на золото в Китае составляет 240 т, или 8% от мирового (при собственной добыче в 200 т в год). Бриллиантов внутри страны продается приблизительно на $2 млрд в год, а объем мирового рынка – порядка $60 миллиардов (около 55% этого объема приходится на США). И уж совсем меняется картинка, если все пересчитать на душу населения. Того же золота среднестатистический житель континентального Китая потребляет жалкие 0,18 г в год, притом что в среднем по миру этот уровень составляет 0,5 г, а в Гонконге и на Тайване – свыше 9 граммов. Просто население КНР, как мы знаем, немаленькое – 1,3 млрд человек, отсюда и солидные валовые показатели.
Шутка ли сказать – ВВП Китая по итогам 2004 г. достиг $1650 миллиардов. Вместе с тем на одну отдельно взятую душу вышло всего 1270 долларов. В текущем году, с учетом экономического роста (на 9,5%) и подорожавшего юаня на фоне умеренной инфляции, этот показатель увеличится приблизительно до 1450 долларов. Что касается личных доходов, то у городских жителей КНР они возросли в прошлом году на 7,7% и составили 9422 юаня. В валютном эквиваленте это $1138, то есть около $95 в месяц; прогноз на конец 2005 г. – максимум $108 в месяц. На селе, где проживают 60% граждан страны, доходы гораздо ниже. В 2004 г. на одного человека здесь пришлось 2936 юаней (рост на 6,8%), или $355, т.е. менее $30 в месяц; прогноз на конец этого года – максимум $33 в месяц. В среднем на одного китайца в месяц получается примерно $55 в 2004 г. и до $63 к концу нынешнего.
Россияне, к слову сказать, живут гораздо богаче. В прошлом году ВВП на душу населения вырос в РФ до 4160 долларов (прогноз на 2005 г. – до 4900 долларов). А среднедушевые доходы составили в июле с.г. 275 долларов (7816 рублей). Заметим, что в год средний россиянин тратит на ювелирные украшения примерно $12,5-13, а средний китаец, как нетрудно подсчитать, – $12,3, то есть практически столько же. И это при разнице в доходах в 4-5 раз! Заметим также, что правильнее проводить сравнение не с целым Китаем, а только с его городской частью. Китайским крестьянам явно не до "брюликов", основная масса покупок ювелирной продукции совершается горожанами. И у нас, конечно, в городе и на селе люди живут по-разному, но в Поднебесной это вообще – "два мира, две судьбы". Можно прикинуть, что, располагая в 2,5 раза меньшими, чем средний россиянин, средствами, китайский горожанин тратит на ювелирные удовольствия раза в два больше.
То ли мы объелись золотым ширпотребом в эпоху развитого социализма (вспомним также про неучтенный оборот теневого рынка), то ли китайцы изголодались по атрибутам "сладкой жизни" во времена былых потрясений, то ли еще что-то, но сопоставление получается любопытное. Так или иначе, у китайцев теперь иные представления о богатстве, символом которого становится наличие хотя бы одного сверкающего камушка.
Один нюанс сильно удивляет
В последнее время знаменитость все чаще вызывает негативную реакцию общественности