Для спасения экипажа батискафа осталось меньше суток

Командование Тихоокеанского флота днем заявило, что "есть еще сутки" для спасения экипажа батискафа. Работа будет вестись непрерывно в течение сегодняшней ночи и завтра - "целый световой день"


ФОТО АР



В Тихом океане продолжаются работы по спасению батискафа АС-28 с семью моряками на борту, который терпит бедствие у берегов Камчатки. Всю ночь российские спасатели пытались справиться с этим собственными силами. В операции участвуют девять кораблей, на борту которых находятся оперативные группы медицинской помощи. На борту спасательного судна "Козьмин" находится второй такой же батискаф. Однако он не прошел техническое освидетельствование, поэтому не может использоваться в спасательных работах. Ночью была предпринята вторая попытка зацепить аппарат тралом (особой сетью) и перетащить его ближе к берегу. Однако этого сделать не удалось.

Сегодня стали известны подробности того, как произошла авария батискафа. "Сначала он зашел в обрывки рыболовецких сетей, и когда попытался освободиться от них, в районе винто-рулевой группы на аппарат кроме сетей намотались шланг и трос", - рассказал замначальника главного штаба ВМФ Владимир Пепеляев. Судя по схеме, составленной спасателями, сети опутали кормовую часть аппарата с нижней стороны, почти до его середины. Несмотря на то, что винт аппарата имеет специальную защиту, трос и шланг могли намотаться на винт в момент разворота АС-28. Напомним, подъем осложняется тем, что батискаф присоединен к антенне системы берегового наблюдения, а она, в свою очередь, закреплена на грунте якорем массой 60 тонн.

Сегодня на Камчатку прибыли зарубежные спасатели. Самолет Великобритании С-15 с необходимым оборудованием приземлился утром в аэропорту Петропавловска-Камчатского. Планировалось, что время его доставки из аэропорта в район спасательных работ составит пять-шесть часов.

Рано Yтром состоялся очередной сеанс связи с экипажем батискафа. Как рассказал помощник главкома МВФ Игорь Дыгало, его состояние "стабильное", а информация, поступающая с борта, "адекватная". Температура внутри аппарата держится на отметке +5°С .

Американские водолазы, которые также отправились на Камчатку, собираются совершить спуск к батискафу в специальном глубоководном скафандре стоимостью $1,5 миллиона, чтобы попытаться доставить для экипажа АС-28 баллоны с кислородом. Об этом сообщил вчера перед отлетом на Камчатку специалист-водолаз Расс Демилл, который первым должен будет спуститься к аппарату. "Я спущу вниз баллоны. Как мы понимаем, у них там есть люк, и мы доставим баллоны туда, где они смогут их достать", - сообщил он.

Правда, иностранные спасатели смогут начать работу сегодня только в 05:00 по местному времени (20:00 мск). Специалисты считают, что воздуха экипажу должно хватить до 12:00 местного времени (03:00 мск) воскресенья. Военные рассчитывают завершить операцию к этому сроку.

Все необходимые подготовительные работы уже выполнены. "Батискаф зацеплен тросами, с помощью которых он будет подниматься с большой глубины", - сообщил начальник пресс-центра Тихоокеанского флота капитан первого ранга Александр Косолапов.

Для того чтобы аппарат поднялся на меньшую глубину необходимо взорвать 60-тонный якорь. В ближайшие два часа специалисты попытаются сделать это. Если результат будет положительный, то тогда к работе приступят глубоководные водолазы.

По словам Косолапова, "после того, как батискаф будет подтянут ближе к поверхности, к подводному аппарату спустится группа водолазов для проведения следующего этапа спасательной операции". На небольшой глубине водолазы попытаются сделать все необходимое для того, чтобы освободить из подводного плена батискаф и моряков.

Командование Тихоокеанского флота надеется, что "есть еще сутки" для спасения экипажа батискафа. Об этом сообщил командующий ТОФ адмирала флота Виктора Федорова. Работа будет вестись сегодня непрерывно в течение всей ночи. И завтра - "целый световой день".

К месту проведения операции, по поручения президента, вылетел министр обороны России Сергей Иванов. А между тем спасательные работы может осложнить ухудшение погоды. Сегодня с утра в районе, где проходит спасательная операция, идет дождь, отмечается похолодание и может начаться шторм.

Сейчас для экипажа главное не терять психологической устойчивости и находиться в состоянии покоя. Такое мнение в интервью газете "КоммерсантЪ" высказал бывший начальник НИИ аварийно-спасательного дела и глубоководных работ Минобороны Юрий Сухачев. Кроме того, эксперт считает, что операция траления, которая предложена командованием, может как помочь, так и навредить. При тралении и подъеме лодка может просто перевернуться. Кроме того, с фундаментов может сорваться аппаратура и ранить экипаж, сказал эксперт. Сухачев сказал, что есть два способа спасти экипаж батискафа: спустить колокол с водолазами, чтобы они распутали трос на винте, или спустить второй батискаф, чтобы он пристыковался к стенке первого и забрал моряков.

С этим не согласен бывший командующий Черноморским флотом, адмирал Эдуард Балтин. Он считает, что операция, предложенная командованием, не может повредить членам экипажа. "Самое правильное - подтащить батискаф к берегу до глубин 40-50 метров, спустить водолаза. Этот вариант надо было применить сразу", - считает он. - "И даже если перевернуть батискаф, с людьми ничего не будет, в аппарате нет оборудования, которое могло бы их травмировать".

Многие отмечают, что организация работ по спасению российского батискафа во многом напоминает ситуацию с подлодкой "Курск", затонувшей 12 августа 2000 года. Как и тогда, власти не сразу сообщили об аварии, а потом бодро заявляли, что у моряков достаточно кислорода и пищи и что с ними постоянно поддерживается связь. При этом работа по спасению судна началась больше чем сутки после бедствия. А флот оказался не готов к операции из-за отсутствия нужных специалистов и неисправности техники.

Военные спасают батискаф. Все фото

Выбор читателей