Готовится новая перетряска правительства

Не успела государственная машина оправиться от усушки и утруски образца 2004 года, а тут и концепция административной реформы подоспела. Кого-то снова будут менять




Российскую исполнительную власть ощутимо лихорадит. Похоже, в Кремле так увлеклись отстраиванием по вертикали губернаторов, что проглядели другую серьезную проблему: Белый дом рискует не справиться даже с предназначенной ему чисто "технической" ролью в стройной системе вертикали. Министерства и ведомства долго оправлялись после административной усушки и утруски, организованной по ходу последней избирательной кампании президента. Однако, судя по всему, оправились не до конца. Вынужденный постоянно отстаивать собственный авторитет в глазах собственных подчиненных премьер-министр Михаил Фрадков то и дело пропускает "мячи", поданные парламентским большинством Госдумы. Правительство было назначено виноватым в издержках монетизации и чуть было не потеряло контроль над бюджетным процессом. Дошло до того, что из Думы начали слать официальные запросы: мол, господа, не исполняете решений Конституционного суда в положенный срок, непорядок.

Еще одним симптомом очевидного нездоровья стали "разборки" разных подразделений между собой: бывший министр культуры Михаил Швыдкой от имени возглавляемого им Федерального агентства по культуре и кинематографии собрался судиться с министром культуры и массовых коммуникаций РФ Александром Соколовым. Но и это, как выясняется, не предел бардака: вчера представитель Министерства юстиции заявил журналистам, что правительство не справляется с планом законопроектных работ. Так, на минуточку: представитель почти силового министерства (после очередной реорганизации погоны с работников юстиции сняли, но содержание службы так быстро не меняется) совершил немыслимый с точки зрения субординации поступок – пожаловался на свое начальство.

Директор департамента государственной политики в сфере федеральной юстиции Минюста Евгений Забарчук признался представителям СМИ, что план законопроектных работ правительства выполняется "не всегда и не в полной мере". По его данным, за прошлый год из 77 законопроектов, которые правительство должно было разработать и представить в Государственную думу, подготовлено было лишь 22. В нынешнем году планы реализованы только на 25%. Особая пикантность ситуации заключается в том, что эти данные озвучил представитель головного правового органа в системе исполнительной власти. Которое, собственно, должно возглавлять и координировать законотворческую деятельность правительства. Впрочем, ирония ситуации заключается в том, что на самом деле даже в "головном органе" предпочитают, насколько возможно, вносить подготовленные законопроекты через депутатов. Потому что хорошо знают: что попало в аппарат правительства, то практически пропало.

Разумеется, огласку эти сведения получили не просто так: в настоящий момент Минюст активно тянет одеяло на себя, пытаясь перехватить у аппарата правительства реальный контроль за законотворческой деятельностью. Тем более, что там действительно с работой справляются из рук вон плохо. А вот министр юстиции Юрий Чайка, выступивший с идеей провести капитальную ревизию всей федеральной законодательной базы, получил недавно "добро" президента. Благо, положительный опыт уже имеется: Минюст уже в течение нескольких лет бдительно следит за единством национального правового поля. Для пресечения отклонений регионального законодательства от федерального стандарта был даже создан электронный реестр, куда заносятся все нормативно-правовые акты, издаваемые в регионах.

Гораздо больше проблем доставляют Минюсту федеральные ведомства, издающие подзаконные акты. Их положено регистрировать в Минюсте, однако далеко не все главки согласны сдавать на экспертизу свое творчество. Как отметил Забарчук, "некоторые ведомства расширительно толкуют законы, издают те документы, которые напрямую затрагивают права и свободы наших граждан". По его словам, многие ведомства злостно скрывают свои акты от экспертизы и еще того хуже: "даже при отказе в регистрации некоторые акты продолжают действовать", и тогда приходится обращаться в суд. Кроме того, по данным Минюста, федеральные службы и агентства, чья задача – не нормотворчеством заниматься, а применять законы и оказывать услуги, тоже рвутся составлять нормативные акты. Одним словом, в ведомстве Чайки твердо намерены навести порядок в этой неразберихе и уже внесли соответствующие предложения в правительство. Предлагается, в частности, ужесточить ответственность правительственных чиновников, отвечающих за подготовку нормативных актов.

Подготовить проект президентского указа, который позволит начать комплексную ревизию национального законодательства, в Минюсте рассчитывают уже к концу лета. Впрочем, не исключено, что вместо дополнительных полномочий Министерство юстиции подпадет под очередную усушку и утруску: как сообщил вчера журналистам глава аппарата правительства Сергей Нарышкин, система органов исполнительной власти может быть в очередной раз скорректирована после того, как в августе комиссия по административной реформе рассмотрит концепцию этой самой реформы. Как именно будут чинить механизм исполнительной власти, он уточнять не стал, но и без того замечено: после каждого "ремонта" он работает со все более серьезными перебоями.

Выбор читателей